Репортер НТВ выяснил, откуда на российском рынке искусства берутся фальшивки, какие проверки устраивают арт-дилерам и как проверяют свои экспонаты крупнейшие музеи страны.
По мнению экспертов, на рынке искусства сейчас от 20 до 60% произведений — фальшивки. Качество подделок стремится к оригиналу. Используется холст нужного времени, пигмент, соответствующий эпохе. Обмануться может даже профессионал. Самый громкий скандал последнего времени связан с самой дорогой в мире картиной. 450 миллионов долларов выложили за работу Леонардо да Винчи «Спаситель мира». А потом выяснилось, что в лучшем случае он написан
Центр экспертизы имени Репина уже восемь лет отсеивает зерна от плевел. Там произведение оценивают стилистически и технологически прежде чем сказать, что это подлинник. Своих
Эксперты знают, какие холсты предпочитали живописцы. Пейзажист Жуковский, например, любил менее фактурный. Пётр Кончаловский — крупнозернистый. Для Владимира Маковского характерен подготовительный рисунок, он очень подробный и один из аспектов его подлинности — много рисунков.
Ультрафиолетовое исследование картины может обнаружить следы реставрации и возраст лака. Старинные лаки светятся в таком излучении зеленым, а новые вообще никак. А специальный анализатор точно определяет возраст пигментов на основе металлов. Например, до 1900 года белила были только свинцовые, после — цинковые. А с