На этой неделе произошло сразу несколько внешнеполитических событий, которые дают понять, что формат многополярного мира выстраивается все более отчетливо. А Запад, похоже, начинает понимать, что оказался в меньшинстве.
Эта иллюзия о глобальном верховенстве Запада еще остается в умах некоторых его политиков, но реальность говорит об обратном. У Запада нет образа будущего, он только пытается оставить все как есть. У остального мира есть четкое понимание, к какому будущему он хочет прийти. Даже на Западе отмечают, что Россия довольно успешно выстраивает в мире свою «ось добра».
На этой неделе в Тегеране прошла встреча лидеров России, Ирана и Турции. Стороны заявляют о своих стратегических интересах. Эта встреча показывает, что на фоне событий на Украине для Москвы важны другие внешнеполитические треки. Да и сам саммит лучше рассматривать в контексте других мировых событий и явлений.
До этого последняя личная встреча президентов трех стран проходила в 2019 году. С тех пор в тройке поменялся президент Ирана — вместо Рухани теперь Раиси.
В новых реалиях у трех сторон в повестке снова Сирия. Тегеран заявляет, что его беспокоят воздушные удары Израиля по проиранским формированиям на территории Сирии, а также присутствие там американцев. Москва обращает внимание, что обеспокоена действиями Вашингтона на территориях, в том числе и тех, где добывают и вывозят сирийскую нефть. С более сложной задачей приехал Эрдоган — его не устраивают курдские формирования на севере Сирии. Он ждал реакции на свое желание провести там спецоперацию.
Кроме того, тройка провела и двусторонние переговоры, ведь в каждой паре есть большое количество экономических, политических и других региональных интересов. Интересно, что за
Респектабельная западная пресса не обошла внимание встречу трех лидеров Тегеране. Заголовок New York Times — «В поисках „оси добра“ против США Россия использует союзников по расчету». В статье обыгрывают взаимный политический троллинг и вспоминают, что еще Обама включил Россию в ось зла, а теперь каждый занимается своей осью. Washington Post разместил колонку своего обозревателя и аналитика CNN c заголовком «Байден передал лидерство США в Сирии в пользу России и Ирана». И финал статьи такой — Соединённые Штаты не могут быть лидером на Ближнем Востоке, оставляя сирийский кризис.
Немецкое деловое издание Handelsblatt публикует колонку своего базирующегося в Стамбуле автора под названием «Путин создает свой собственный мировой порядок, а Запад беспомощно смотрит на него». В самой статье анализируют, что общего находят Россия с новыми санкциями, Иран со старыми санкциями и Турция с рекордной инфляцией. Интересна не только западная реакция, но арабская. Например издание
После трехстороннего саммита Ирана, Турции и России в Тегеране Путин переговорил с наследным принцем Саудовской Аравии — это ключевой игрок в команде персидских монархий. Обсуждали экономику, торговлю, объемы нефти в рамках ОПЕК+, а также Сирию. И после переговоров в Иране такой звонок саудовскому наследному принцу — это сигнал, что Москва соблюдает дипломатический баланс в регионе, несмотря на непростые отношения Тегерана и
Плюс к этому визит высокого уровня в еще одну ключевую страну региона — Египет. Туда вылетел Сергей Лавров для запланированных переговоров и с президентом страны, и с главой МИДа, и с генсеком Лиги арабских государств. Получилось, что Москва на неделе поддерживала контакты с четырьмя крупнейшими и совсем разными в политических подходах игроками региона — Турцией, Ираном, Саудовской Аравией и Египтом
Китайская пресса, кстати, обращает внимание, что Вашингтон в декабре готовит большой саммит с африканскими странами. По данным китайской стороны, главная тема — противодействие влиянию Пекина и Москвы. Вашингтон готов предложить странам Африки план многомиллиардных инвестиций.