Сегодня в Тегеране пройдут переговоры лидеров России, Ирана и Турции. Это первый саммит подобного формата, который проходит очно после пандемии коронавируса. Главы государств обсудят ключевые международные и региональные проблемы, в том числе сирийский кризис и спецоперацию по защите Донбасса. Встреча пройдет в астанинском формате.
Визиту президента России предшествует главный государственный и религиозный праздник Ирана. Эйд
Мухаммед Маранди, профессор Университета Тегерана, директор Центра
Не исключено, что схожие чувства испытывает и Анкара. Президент Эрдоган направляется в Тегеран на встречу с Владимиром Путиным. Здесь с интересом наблюдают за тем, как Турция балансирует между членством в НАТО и отношениями с Россией и Ираном — странами, которых партнеры Анкары Вашингтон и Брюссель максимально пытаются ослабить.
Мехмет Перинчек, историк (Турция): «Судьба Турции, России и Ирана общие. С другой стороны, Турция
Предстоящий саммит трех лидеров в Тегеране называют началом выстраивания «оси добра», если перефразировать президента Буша, который в 2002 году включил в «ось зла» Иран и другие страны, разрабатывающие, по мнению США, оружие массового поражения.
Борис Долгов, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения: «Сейчас мы наблюдаем как раз формирование „оси добра“. И „ось добра“ будет противостоять „оси зла“, противостоять ей и продвижению ее силы. И эта ось как раз будет помогать решить ситуацию на Украине. России угрожают те силы, которые пытаются на Украине навязать свои интересы».
В Иране жгут американский флаги, а МИД страны обвинил Вашингтон в иранофобии после недавнего визита Байдена на Ближний Восток. Вместе с Израилем США обсуждают создание системы противовоздушной обороны против Ирана. А израильский премьер, пообщавшись с американским лидером, заявил, что «ядерному Ирану не бывать».
Мухаммед Маранди: «Если бы Иран хотел, он мог бы обзавестись ядерным оружием много лет назад. Израильский режим мало что из себя представляет, это маленькая страна, которая без НАТО вообще не могла бы о себе позаботиться. А проблемы Ирана с США не связаны с ядерной проблемой. США не хотят видеть Иран независимым. Права человека или ядерная программа — для это них это всего лишь повод».
Судьба ядерной сделки, подразумевающей отмену американских санкций в обмен на отказ от обогащения урана, вновь под большим вопросом. Впрочем, за 40 лет рестрикций Иран научился не оглядываться. В ближайшем будущем ожидается практическое воплощение задуманного в теории еще в 2000 году транспортного коридора «Север — Юг» протяженностью более семи тысяч километров. Он через Иран свяжет
Расширение экономического сотрудничества Москвы и Тегерана — одна из тем, кроме внешней политики, которую с Владимиром Путиным на двусторонних переговорах рассчитывают обсудить верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи и президент Эбрахим Раиси, с которым российский лидер встречался недавно в Ашхабаде.
Карине Геворгян, политолог (Москва): «После встречи в каспийском формате в Ашхабаде я обратила внимание, что впервые за всю историю отношений между Россией и Ираном иранский лидер даже обнял Владимира Владимировича, что было неожиданно с протокольной точки зрения. Мы знаем, что Иран подал заявку на участие в формате БРИКС и ШОС. В этом смысле наше взаимодействие интересно продвигается».
При этом наблюдатели отмечают, что Иран
Леван Джагарян, посол РФ в Иране: «Что нам нужно от Ирана, так это стройматериалы, фармацевтика. Я хочу сказать, что иранская медицина находится на очень высоком уровне. Традиционные статьи — ковры, фрукты, сухофрукты. Кстати, иранские цитрусовые очень высокого качества»
Россия активно содействует заключению соглашения о свободной торговле между Ираном и Евразийским экономическим союзом, а Тегеран уже не раз заявлял о своей готовности стать транспортным хабом для импорта из третьих стран в Россию и экспорта российского зерна и подсолнечного масла. Не сбавляют оборотов и флагманские проекты
Сергей Лавров, посетивший Тегеран в июне, по итогам переговоров со своим иранским коллегой констатировал, что отношения России с Ираном достигли самой высокой точки за всю историю. Для развития этого партнерства сейчас идет работа над новым всеобъемлющим большим договором, который определит перспективы стратегического сотрудничества на два ближайших десятилетия.