Одно из крупнейших машиностроительных предприятий страны готовится выпускать новую технику. «Ростсельмаш» намерен расширить производство в условиях санкций и экономических бойкотов. Более того, уже к началу будущего года должно начаться изготовление коробок передач и редукторов для комбайнов. Последние 20 лет эти комплектующие поставлялись из Европы.
Ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени транснациональная компания «Ростсельмаш». Предприятие некогда было флагманом советского машиностроения, оно выпустило свой первый миллион комбайнов еще полвека назад и сейчас считается одним из крупнейших в мире разработчиков и производителей сельскохозяйственной техники. Кроме комбайнов, это агромашины чтобы косить, сеять, обрабатывать почву, заготавливать корма, перерабатывать зерно.
Новый трактор сходит с конвейера каждые 90 минут. Современные тракторы — не просто железные кони, пришедшие на смену крестьянской лошадке. Техника мощная, умная, дорогая, универсальная. Все, что сходит с конвейера, стоять на складе мертвым грузом не будет. Машины собираются под заказ.
«Ростсельмаш» не попал в санкционные списки, так сказать, персонально. Но под ударом оказались и рынки сбыта, и логистика, и система поставок. В итоге часть зарубежных поставщиков ушла, одни по своей инициативе, на других, возможно, надавили.
Владимир Малышев, начальник цеха сборки тракторов: «Цех работал. Было одно время, работал в одну смену. Сейчас обратно перешли в две смены».
Ростсельмашевские тракторы и комбайны — это 52 тысячи узлов, агрегатов и деталей. Около 5% покупали в Европе и Северной Америке — то, что теперь нужно заменить. Еще большая часть от российских поставщиков, их несколько сотен. Остальное и основное делается в здешних цехах.
Корпус коробки передач полностью делается в России — льется в Воронеже, обрабатывается на «Ростсельмаше», для этого есть все необходимое оборудование. Участок сборки тракторных коробок передач открыт два года назад. Отечественное оборудование, российский софт. Каждый ключ связан с цифровой системой и просто не даст рабочему закрутить гайки неправильно. На единственном в мире обкаточном стенде тракторных КПП верно собранный агрегат обозначается красным цветом. Данные заносятся в электронный паспорт. Чего пока не делают здесь сами, так это валы и шестерни. Старт собственного производства намечен на начало будущего года.
Эдуард Никитин, начальник бюро по развитию производственной системы дивизиона механической обработки: «Мы уже начали закупать оборудование, подготавливаем площади. Вы можете увидеть, сзади стоит оборудование, для зубобработки, старт собственного изготовления — это начало будущего года».
Годовые планы по выпуску тракторов обещают выполнить, а вот сколько сделают комбайнов в этом году, будет зависеть от поставок комплектующих.
Артём Лобачев, начальник цеха сборки комбайнов: «На главном конвейере протяженность 13 плит. На каждой плите выполняется свой набор операций».
Сейчас основная проблема — где взять для ростовских машин нужные редукторы и гидравлические системы. В России их производство не развито. Пока часть комплектующих заказали у отечественных поставщиков, еще часть — у азиатских. Но сменить поставщика в машиностроении — дело непростое. Это конструкторская разработка. Производство прототипа, его испытание. В обычной ситуации на это уходят годы.
Валерий Мальцев, генеральный директор ООО группы компании «Ростсельмаш»: «Мы не ставим на то, что 100%
Валерий Мусиенко собирает комбайны 30 лет. Он помнит времена, когда «Нивы» и «Доны» выпускали сотнями за смену и потом стояли во дворе, как припаркованные авто. Помнит развал предприятия в
Валерий Мусиенко,
Братья Литовко Дмитрий и Алексей пришли на производство после вуза. Инженеры собирают и монтируют верхние капоты для тракторов. Чтобы двигаться дальше, им нужно еще учиться.
Дмитрий Литовко, слесарь механосборочных работ: «Изначальных навыков все равно недостаточно. Здесь существует своя переподготовка, где учат. В институте не научат тому, что знают мастера, которые тут работают».
Игорь Фролов, системный архитектор: «Несанкционированные сливы топлива, где находится комбайн, в каком режиме, какие он сейчас испытывает трудности, какие у него неисправности».
На мониторинге сейчас около 15 тысяч машин в России, Средней Азии и с недавнего времени в Египте. «Ростсельмаш» продает технику в более чем 40 стран. Значительная часть поставлялась в Европу.
Валерий Мальцев: «У нас есть представительство собственное в Германии, представительство в Венгрии. К сожалению, в этом году они находятся на простое. И мы смотрим, может быть, будем даже закрывать».
Занимая 70% российского рынка, компания не может при этом не ориентироваться на экспорт, говорит Валерий Мальцев. Расчет на то, чтобы заместить европейские рынки азиатскими и африканскими.
Валерий Мальцев: «Мы знаем, что делать и как делать, с кем. Нужно время, до года. Через год мы будет гораздо сильнее и не будем зависеть от североамериканских и европейских поставщиков».
Один из главных инвестиционных проектов «Ростсельмаша» — новый тракторный завод. Здесь планируют собирать до пяти тысяч машин в год. Стройка началась прошлой осенью. Обещают закончить осенью будущей. И вызов, и шанс. На «Ростсельмаше» готовятся выпускать новую технику, например,