В США и Европе разгорается громкий скандал, в центре которого руководство знаменитой международной компании Uber. Группа журналистов обнародовала большой пакет документов, которые описывают секрет финансового успеха фирмы агрегатора транспортных услуг. Это подкуп высокопоставленных политиков, обман правоохранительных органов и насилие в отношении сотрудников.
Uber — американская компания по вызову такси и доставке еды через мобильное приложение — оценивается в 43 миллиарда долларов. Водители, чаще всего на собственных машинах, ежедневно совершают около 19 миллионов поездок в 70 с лишним странах. Некоторые секреты успеха этой финансовой империс центром в Силиконовой долине раскрыты в так называемых «файлах Uber» — архиве из 124 тысяч внутренних документов, в том числе электронной переписке руководства за пять лет — с 2013 по 2017. Доступ к этому архиву получил Международный консорциум
Американец Трэвис Каланик основал Uber в 2009 году, а когда продал бизнес через восемь лет, попал в середину списка 400 самых богатых американцев Forbes. Слитые в прессу документы охватывают период наистремительнейшего роста компании и объясняют, что к этому росту привело: тайное обхаживание
Причем слово „обхаживание“» подходит не всегда. В некоторых случаях это скорее охаживание. Вот как Каланик «построил» Джо Байдена, на тот момент
Трэвис Каланик:
«Я в „Интерконтинентале“, жду Байдена»
«Который опаздывает…»
«Я просил своих людей передать ему, что каждая минута, на которую он опоздает, будет вычтена из того времени, которое я ему уделю».
Вопросов к действующему президенту США пока по этому поводу не поступило, хотя связи у американского истеблишмента с этим мегатаксопарком близкие: советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан помогал Uber расширить деятельность в Лондоне. Муж сестры
Зато объясняться по поводу этих файлов пришлось Эммануэлю Макрону. Президент Франции подтвердил, что во времена, когда он занимал пост министра экономики, переговоры с Uber велись, но лишь
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Я встречался с главами иностранных компаний. Вот же ужас! Наши встречи носили официальный характер и проходили в присутствии помощников. Если компании создали рабочие места, это же хорошо! И я бы вновь это сделал и завтра, и послезавтра».
Водители традиционных такси во Франции протестовали против демпингующего Uber. Согласно вскрытой переписке, хозяин Uber Каланик отмел опасения сотрудников по поводу того, стоит ли посылать на эти протесты своих водителей с контрпротестом: вдруг их побьют конкуренты и ультраправые? Но Каланик решил, что, если и побьют, бизнесу это только выгодно — изображая жертву, увеличить таким образом количество упоминаний в сети. «Если и так, то оно того стоит. Насилие гарантирует успех», — ответил хозяин.
Позже такие протесты повторились в других странах Европы. Причем протесты двух видов: водители традиционных такси выступали против Uber, жалуясь, что их убивает конкуренция. Водители же Uber жаловались, что их убивает сама работа, требовали минимальной почасовой оплаты, отпускных и пенсионных денег.
А накануне более 500 женщин в США обратились в суд с жалобой на насилие и домогательства в салоне Uber. Так что публикация секретных документов — далеко не единственная проблема компании, но единственная, от которой они пытаются хронологически отмежеваться, подчеркивая, что с уходом Каланика за 5 лет компания полностью изменила свою работу: «Мы не ищем оправдания поступкам из прошлого, которые не соответствуют нашим теперешним ценностям».
Во вскрытой переписке один из боссов компании называет себя и все руководство «пиратами», другой — поддакивает: «Да, иногда у нас возникают проблемы, потому что то, что мы делаем, чертовски нелегально!»