Россия в ближайшие 15 лет планирует спустить на воду более тысячи гражданских судов. Об этом сообщили в руководстве Минпромторга. В ведомстве подчеркнули, что эта амбициозная программа наверняка будет корректироваться в зависимости от ситуации. Главная проблема, которую сейчас приходится решать, − это замена импортных комплектующих на отечественные.
Благодаря кадрам хроники можно сравнить, каким «Метеор» был и каким стал спустя почти 20 лет. Новейший
Айрат Чумарин, генеральный директор АО «Северречфлот»: «В технических заданиях мы уже ставили, заостряли внимание на установке отечественных или близких к отечественным двигателям. Больше того, на „Метеоре 2020“ уже зеленодольский, мы требуем, чтобы глубокой степени импортозамещение было, потому что мы рассматриваем для труднодоступных и тяжелых районов — там, где, собственно говоря, специфические оборудования и материалы достать тяжело».
На вопрос «а почему сразу нельзя было?» судостроители отвечают: использовать готовую и успешную технологию всегда быстрее и проще, чем заново изобретать велосипед, тем более без острой необходимости. Теперь велосипед отобрали, необходимость развивать свое появилась.
Примером может служить другая
Строящееся судно подобно строительной площадке. Теперь надо разобраться, что здесь российское, а что иностранное. Металл отечественный, двигатель — финский, фабрика по производству краба — норвежская, рулевое оборудование — немецкое, навигационные системы — российские, правда, из импортных комплектующих. Основные агрегаты успели поставить до февраля 2022 года, а вот мелочи — нет.
В том, что краболов через два месяца будет на воде, сомнений нет. Вопрос: что будет со следующими? Всего их планируют построить пять. Второе судно в цеху на соседнем стапеле. К нему, как и к остальным, ключевые агрегаты поставить не успели.
Олег Тюкаев, заместитель генерального директора по производству ПАО «Завод „Красное Сормово“»: «Мы уже не рассчитываем на то, что мы оттуда
Замена основных узлов и агрегатов на спроектированном и уже строящемся судне — та еще задача. Менять проект может только проектант, а это время, финансовые вложения и удорожание. Замена двигателя, например, на том же «Метеоре» может обернуться изменением формы крыльев. Прежде чем
Предприятия полного цикла в условиях импротозамещения оказались в более выгодном положении. Менять проекты здесь могут без отрыва от производства. Удержать рентабельность — это еще одна проблема в эпоху импротозамещения. Постройка занимает
Георгий Анцев, генеральный конструктор ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Алексеева: «Государство нас поддерживает, прежде всего лизинговые схемы в судостроении. Мы имеем устойчивые, по сути, государственные заказы через лизинговговую компанию по строительству этих кораблей».
В случае с промысловым флотом государство придумало другой механизм. Программа инвестквот — это когда заказчик судна в обмен право ловить того же краба обязан построить среднетаежное промысловое судно. Благодаря этому морскими заказами сейчас загрузили даже верфи на реках. Впрочем, это не единственный пример, когда в новых условиях география становится не такой, какой мы ее знали.
«Северный полюс» — это называние огромной
Эту платформу уже называют самым необычным российским судном, похожим на кашалота или бегемота
Руслан Касимов, ответственный за сдачу ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»: «Может быть, сейчас выглядит не очень красочно, выразимся так, но в море это была рабочая рубка. Смонтированы все системы навигации и связи локации, акустики, непосредственно проверены в море».
Еще внутри большой научный ангар, где разместят свои лаборатории и оборудование
Капитанская рубка мало того что стоит в Петербурге в обычном
Валерий Семёнов,
Разработали систему в российской
Дмитрий Лысенко, менеджер продукта по разработке систем автономного судовождения и навигации: «Это та система, которая является неким автопилотом для судна при прокладке маршрута из точки А в точку Б».
Россия в сфере автономного судовождения оказалась лидером. Пробуют еще японцы, китайцы, немцы, но никто не зашел так далеко. Мы первые, кто уже применяет систему на коммерческих судах.
Андрей Радионов, генеральный директор
Это даст и безопасность судовождения без ошибок человека, и экономию судовладельцам.
Андрей Радионов: «Известно, что до 80% слчаев причиной всех аварий становится человеческий фактор, а система, которая делает все по строгим алгоритмам, лишена недостатков».
Все эти новинки отечественного судостроения уже призваны решать свои задачи по рекам России, в морях и океанах. Все эти проекты — доказательство того, что отрасль может идти своим курсом, независимым от штормов в мировой политике и экономике.