В минувший четверг Борис Джонсон объявил об уходе с поста премьер-министра . Если его предшественники по офису на Даунинг-стрит запоминались яркими делами Черчилль со Сталиным поделил Европу, Тэтчер провела экономические реформы, то Джонсон запомнился только не знавшей расчески прической, да не всегда удачными шутками.
«Как мы видим, стадный инстинкт очень силен. Когда стадо идет — оно идет напролом. И я хочу сказать моим друзьям: в политике нет незаменимых людей», — заявил Борис Джонсон в своей прощальной речи, назвав «стадным инстинктом» почти 60 увольнений, которые произошли в его правительстве за двое суток. Были и такие министры, которые не уволились, но все равно лягнули: глава
Тони Трэверс, профессор Лондонской школы экономики: «Это был очень колоритный
Джонсон хочет задержаться в роли местоблюстителя до начала осени — до возвращения парламента с каникул, когда тори выберут нового лидера. Первым о желании им стать заявил Риши Сунак — индус по происхождению, миллиардер по женитьбе, бывший канцлер казначейства по резюме. Джонсон до избрания нового лидера партии обещал не принимать никаких судьбоносных решений: сидеть смирно, руки на коленках. Но оппозиция предлагает немедленно очистить страну и от Бориса, и от его «стада».
Кир Стармер, глава партии лейбористов: «Разумеется, нам нужны фундаментальные изменения. Речь не просто о последних нескольких месяцах: уже 12 лет, как мы находимся в стагнации, у нас медленный рост. Поэтому Великобритания заслуживает свежего старта, который может прийти лишь со сменой правительства».
Не удивительно, что после его падения о нем доброго слова замолвить некому. В России и Евросоюзе с ним попрощались без жалости, как с русофобом и еврофобом. Байден в финальной речи по Джонсону ни разу не назвал его по имени. Только украинцы погрустили и назвали в честь него «Джонсонюком» круассан в благодарность за летальное оружие. Это был их любимый западный политик. Британский журнал Unheard предложил Джонсону последовать по пути Саакашвили и тоже связать свое политическое будущее с Украиной. Но Джонсон пока не выезжал в Киев из своей резиденции.
Произнося несколько скупых слов в качестве политического некролога многие, в том числе и наш министр иностранных дел Сергей Лавров, отмечали удивительную цепкость Бориса Джонсона, причем в целях сохранения собственной репутации больше, чем
Борис Джонсон запомнится как премьер, который ушел не столько
Он оставляет своих граждан в худшем состоянии, чем брал. Бак их бензина перевалил за сто фунтов, в знак протеста автомобилисты заправляются только чтобы бастовать, то есть ездить по трассам со скоростью почтовых кляч и гудеть. Бастуют железнодорожники, парализовав страну: они не хотят сокращений рабочих мест и зарплаты. Становятся популярны лайфхаки «как приготовить еду из расчета один фунт на человека в день», а газеты уверяют, что слегка просроченные продукты есть не вредно. К зиме годовой счет за газ предсказывают до 3 300 фунтов — это больше одной десятой среднегодовой зарплаты. В Сети жулики учат, как обманывать счетчики. Появилось движение, призывающее массово не платить по счетам за газ с октября, после очередного подорожания.
Тим Бэйл, политолог: «Премьерство Джонсона оказалось точно таким, как предсказывали те, кто его хорошо знал. Да, возможно, он был отличным пиарщиком, но он никогда не мог стать управленцем, у него и не было интереса и таланта к управлению, и он мало уважал нормы и правду. Только потому, что его партия была в отчаянном положении в 2019 году, выдвинули его».
А
Джонсон поссорился и с Россией, и с Европой. Он предал старых друзей, которые привели его к власти, его новых соратников ловят с порно, с малолетками, с кокаином. Он и сам называет их стадом. Он мечтал править два или три срока, а еле высидел половину одного. Он искренне верил, что ему сойдет с рук и последний скандал, но не все коту Масленица. Хотя Масленица, похоже, лучшее из того, что в этой истории было.