В условиях западных санкций одной из ключевых задач российской экономики стало импортозамещение. О том, как его развивать, говорили на этой неделе и на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге, и в Москве, на совещаниях правительства. Там обсуждали, как сделать параллельный импорт и отечественные товары такими, чтобы граждане не ощутили падения качества жизни.
К началу июля 800 крупных иностранных компаний заявили об уходе из России. В аптеках дефицита нет и не ожидается. Даже «недружественные» поставщики официально прекращают отгрузку в Россию лишь тех лекарств, для которых у нас есть замена. А вот на рынке спортивных товаров импортеры не церемонятся. Недавно хлопнул дверью «Декатлон», заменить его ассортимент будет непросто. С гирями, штангами и одеждой проблем не будет, в отличие от кардиотренажеров. Тут надежда на Китай.
Далее по списку — транспорт. Автосалоны, вероятно, больше всего пострадали от санкций. Продажи упали на 80%, но и в конце этого тоннеля уже виден тусклый свет фар. В столице открыли завод «Москвич» — бывший Renault. Планируется выпуск кроссоверов — от компактных до семейных.
Пока цены в автосалонах, мягко говоря, неадекватные. Очень сложно отремонтировать иномарки, купленные в былые времена. Но параллельный импорт выстраивается довольно быстро. В страну хлынули детали «альтернативного» производства. По «серым» схемам в Россию завозят и целые автомобили, особенно люксовых брендов, но переплата высока. Издержки параллельного импорта неизбежны: растянутые маршруты, комиссия посредников… Но правительство надеется свести эти траты к разумным пределам.
«Параллельные» телефоны и компьютеры тоже появились в продаже. Нюансы есть: производитель может удаленно заблокировать устройство, но пока случаев массовой блокировки брендовой техники не было. Надеяться на импортозамещение смартфонов и ноутбуков, увы, преждевременно: нет в России таких технологий. Зато в сфере общественного питания западные санкции никого не испугали.