В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушина открывается выставка, за судьбой которой, как за остросюжетным фильмом, наблюдали тысячи неравнодушных зрителей.
Коллекция братьев Морозовых — Ивана и Михаила — уже побывала в
Выставка начинается с коллекции Михаила Морозова — старшего из братьев коллекционеров, про которого мы знаем, что он был человеком эксцентричным, каждый день пил водку и закусывал сырым мясом. Коллекция у него подходящая — все вперемешку: Врубель, Ренуар, Мунк (кстати, первый в России). Но главный здесь, конечно, брат Иван, тот самый русский, который не торгуется — так говорили во Франции про одного из двух главных коллекционеров начала XX века. Сейчас его коллекцию оценили бы в 5 миллиардов долларов.
Марина Лошак, директор ГМИИ имени Пушкина: «Морозов — один из двух величайших коллекционеров, второй был Щукин, это показывают шесть выставок, которые мы проводили».
Морозов собирал все современное ему искусство — и отечественное, и зарубежное. Так в одном зале смогли оказаться Гоген и Кустодиев, Кузнецов и Матисс. Это позволяет увидеть, что художники из разных стран находились в едином пространстве и вели диалог.
Морозова невозможно не сравнивать с Щукиным. Да и сам он себя сравнивал. Они вместе собирали Гогена — можно спорить, чья коллекция лучше. И даже свой портрет у Серова Морозов заказал на фоне свежекупленного Матисса — потому что Матисс был любимым художником Щукина.
Иван Морозов видел свою коллекцию с самого начала как идеальный музей, где все на своем месте. Например, он долгое время держал на стене в своем роскошном особняке на Пречистенке место для совершенно определенной картины — для «голубого» Сезана. Но собрать коллекцию не удалось. Последняя зарубежная покупка — 1913 год, Пикассо, «Девочка на шаре». Потом началась Первая мировая война, границы закрыли, затем грянула революция, Морозов эмигрировал, коллекцию национализировали, а в 1948 году разделили между музеями. И вот теперь идеальный музей, пусть и на четыре месяца, воссоединяется.