Комитет по охране памятников Петербурга намерен пересмотреть длинный список зданий, построенных до 1917 года. Сейчас по закону историческими считают все постройки, появившиеся до революции. Этот статус накладывает охранные обязательства и определяет ценность здания. Чиновники решили изменить подход и выявить, ценные постройки или нет.
Старый Васильевский остров — это та часть города, где удивительным образом можно оказаться в тишине мегаполиса и уловить флер провинциального Петербурга. Как бы ни обрастали разновременными рядовыми постройками его линии, они неизменно хранят дореволюционный дух.
Его не сломили здесь ни советские, ни постсоветские дома. Понятно, что не повсеместно. И тут работают не только списки предметов охраны по каждому объекту, сохраненные исторические объемы или архитектурные стилистические изыски.
Искусствовед Алексей Лепорк убежден: такого целостного XIX века нет нигде. Все европейские города, уцелевшие после Второй мировой, эту атмосферную застройку не берегли и потеряли. Петербург же сохранил и почти повсеместно. Во многих и не только центральных районах можно найти уголки прошедших градостроительных эпох,
Комитет по охране памятников, выступающий инициатором перемен в законодательстве, уверяет, что намерен сохранить именно средовую застройку, включая и позднюю. Частично такие ценные кварталы уже вписаны в закон, но их намерены пересмотреть, как и подвергнуть экспертизе 14 тысяч еще не исследованных на этот счет объектов в историческом центре.
Наиболее уязвимыми могут оказаться объекты на периферии и одиночки, утратившие оригинальную застройку вокруг. Так было с клубом бумажной фабрики на Уральской улице, появившемся на рубеже XIX — XX веков. Застройщик был вынужден изменить изначальный проект гостиницы только потому, что дом попал под действие закона, охраняющего дореволюционные здания.
Новой же, единой методики, определяющей ценность не по возрастному принципу, у КГИОП пока нет. Зато понятно, что объем предстоящей работы колоссальный, ведь есть кварталы с не сформировавшейся средой, а еще исторические пригороды. Это десятки тысяч объектов. А в планах — переаттестовать центральные районы до конца года. И главный вопрос — кто войдет в состав экспертной комиссии, которая должна определить судьбу старого города. Здесь у градозащитников доверия к властям мало.
Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания