Программа «Главная дорога» провела испытания автомобиля с двумя комплектами колес разного размера. Как это повлияело на показания спидометров?
Чтобы получить точные данные о скорости автомобиля, цифры со штатного спидометра нужно сверить с показаниями приборов, контролирующих скорость по GPS. Это проекционный измеритель, навигатор в смартфоне, а также специальный прибор Racelogik, спутниковый модуль которого замеряет скорость, положение и направление автомобиля 10 раз в секунду. Это гораздо точнее любого автонавигатора.
Андрей Иванов, заведующий кафедрой ГТУ МАДИ, профессор: «Спидометр это не средство измерения — это просто информационный прибор. Современные требования к испытанию этих приборов требуют, чтобы ты завышал ее на
Считается, что безопасная скорость в городе — 40 километров в час, так у сбитого пешехода есть шанс выжить. Согласно правилам — ограничение до 60 километров, плюс бесплатные 20 километров в час (нештрафуемый порог за превышение скорости), плюс погрешность спидометра. В сумме российским водителям позволяют разгоняться в городе по спидометру почти до 90 километров в час.
Сначала испытание провели в машине на узких шинах
Программа «Главная дорога» проверила, как изменятся показания приборов, если поставить колеса большего размера. Разница между реальной скоростью и цифрами на спидометре стала чуть меньше. Чем больше колеса, тем более правдивую цифру показывает спидометр.
Испытание также показало, как отличается тормозной путь, если ориентироваться на показания штатного спидометра и спутника. На колесах
На скоростях 90 и 110 у штатного спидометра и точного Racelogic тормозной путь заметно отличается. При 90 километрах по спидометру — 24 метра, по спутнику — 29 метров. При 110 километрах в час по спидометру — 43 метра, по спутнику — 53 метра. Тот, кто едет по штатному спидометру, остановится раньше, а каждый метр в критической ситуации очень важен.
Андрей Иванов: «Современные спидометры не измеряют линейную скорость автомобиля, они измеряют частоту вращения либо выходного вала коробки передач, либо самих колес. Даже летние и зимние шины по размерам могут отличаться».
На колесах большего размера тормозной путь и на 60, и тем более на 90 километрах в час заметно увеличился. Можно прибавить нештрафуемый порог, а погрешность вычесть. Но все эти расчеты только отвлекают. Где на знаке написано 50, надо ездить 50, за городом — 90, по трассе — 110, причем именно по спидометру. Тогда не придется заниматься математикой и удастся избежать штрафов.