Высшую награду берлинского кинофестиваля получила картина «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани. Берлин сделал ставку на социальное авторское кино.
За десять дней по красной дорожке Берлинского фестиваля прошли десятки кинозвезд мировой величины. При этом показательно, что в списках победителей — ни одной звездной фамилии. Берлин вновь сделал ставку на авторское кино, заметил корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.
Церемонию награждения на Берлинале по традиции венчает фотосессия призеров. Этот калейдоскоп почти никому не известных лиц — лучшая иллюстрация к своенравному киносмотру, для которого идейность картин порой важней их талантливости. И того и другого, впрочем, хватило главным призерам. Итальянцы Паоло и Витторио Тавиани получили «Золотого медведя» Берлинале за драму «Цезарь должен умереть» — уникальный киноэксперимент, снятый в театре при римской тюрьме особого режима.
В ролях — настоящие заключенные, разыгравшие на тюремных подмостках шекспировскую трагедию, а заодно осмыслившие свою собственную. Режиссеров этот опыт тоже привел к осмыслению: они уверяют, что ни один актер не сыграл бы Брута, убийцу Цезаря, так вдохновенно, как настоящий
По совпадению, лучшей актрисой на Берлинале также признали не профессиональную исполнительницу, а юное дарование, найденное продюсерами буквально на улице. Обычная жительница конголезской Киншасы Рэйчел Мванза сыграла в драме «Мятежница» роль
Рэйчел Мванза, актриса: «Когда я встретила режиссера Кима Нгуена и он предложил мне сняться в этом фильме, я с сразу поняла, что работать нужно будет на „отлично“ — другого такого шанса в моей жизни не будет».
Но невыносимо тяжелая жизнь, уверены лауреаты Берлинале, в мире повсюду: не сильно лучше Конго и участь нищих в Швейцарии. Урсула Мейер, снявшая драму «Сестра» — о юном воре, кормящем свою непутевую мать, — была удостоена спецприза Берлинского фестиваля.
Урсула Мейер, режиссер: «Многие действительно уверены, будто Швейцария — это райский край, живущий без бед, без хлопот. Я же хотела показать, что в любом уголке мира, как бы славно он ни выглядел — и в Швейцарии тоже, — есть свои глубокие социальные проблемы».