Новые фактически полевые условия жизни в Болгарии для украинских беженцев стали шоком. Вместо пансионатов и отелей на берегу моря армейские палатки, сборные бытовки два на четыре метра и минимальные удобства.
По плану властей, спустя несколько дней беженцев из буферной зоны должны переселить на пустующие горнолыжные базы. Но панику эти объяснения остановить не помогли.
О том, что с началом июня о комфортном размещении с пляжами и бассейнами придется забыть, власти говорили еще весной. Теплый прием сейчас важнее оказать туристам, ведь гостиничный бизнес — в летний сезон одна из основных статей дохода страны, терять которую в Болгарии не готовы.
Калина Константинова,
Отказывать придется и в деньгах: на неделе правительство урезало расходы на содержание беженцев с 20 до пяти евро в день. На этом фоне за первые дни лета курортную зону покинули 35 тысяч выходцев с Украины. На прощание в одном из номеров оставили националистическое приветствие. Случаи исключительные, но подобных выходок становится все больше.
В Европе страны одна за другой сворачивают выплаты пособий и оформление льгот. С начала июня для украинцев стал платным проезд в Германии, Болгарии, Польше и Швейцарии. В Чехии с середины месяца закроют центр регистрации беженцев, а до конца июня прекратят выплачивать пять тысяч крон на жилье и питание. Латвия уже остановила льготы на предоставление еды. В Польше, где отменили бесплатные звонки на родину, с 1 июля отказываются от выплат пособий в 40 злотых на человека — почти 600 рублей в сутки.
Павел Шафернакер, замглавы МВД Польши: «Расходы, которые несет наш бюджет, исчисляются в миллиардах, а не в миллионах евро. Мы прекращаем выплаты всем, кроме беременных и людей с ограничениями здоровья. В остальных случаях мы исходим из того, что люди к настоящему моменту уже должны адаптироваться и зарабатывать самостоятельно».
Но зарабатывать самостоятельно беженцы не спешат, разрушая надежды европейцев на приток дешевой рабочей силы. Ведь даже без зарплаты, без трудоустройства любой украинец может рассчитывать на
Тьерри Мариани, депутат Европарламента: «Молодая одинокая женщина с детьми попадает во Францию, Германию или Италию. Она привыкает к бесплатным школам, медицине, к социальным гарантиям и пособиям, а размер социальной помощи во Франции равен трем средним зарплатам в Украине. Захочет ли после такого она работать?»
Внимательнее относиться к тем, кому оказывают помощь, теперь будут и власти Германии. С 1 июня все беженцы обязаны встать на учет в центры занятости, указав все свое движимое и недвижимое имущество. А владельцы дорогих иномарок по новым правилам будут вынуждены продать автомобиль, если его стоимость превышает 7,5 тысячи евро.
Европейцы уже начинают уставать от безоглядной поддержки украинцев и флагов чужого государства на десятках своих госучреждений, национальных музеев и школ.
Немецкий журналист Ульрих Хайден побывал в Берлине и Мюнхене впервые за два ковидных года и написал колонку о беспрецедентной проукраинской пропаганде на родине. Особенно его впечатлила целая улица, заклеенная плакатами и постерами с портретами Зеленского и украинскими флагами. Немцы находят их даже на упаковках хлеба и пачках пельменей, закрывая фразу «мясо российского производства». Любое упоминание России вне негативного контекста — не в тренде.
В Израиле вообще закрыли въезд украинцам, в исключительных случаях попасть в страну можно только по спецразрешению МВД.
В Британии процесс оформления визы настолько сложный, что к середине весны убежище получили лишь несколько тысяч человек, британская Guardian подсчитала: страна приняла меньше всего украинцев, чем любая из 27 стран ЕС. А Вашингтон пустил в страну всего лишь четыре тысячи украинцев.
Тысячи украинцев, похоже, только сейчас осознают, что европейскому гостеприимству есть предел. Агентство «Фронтекс» фиксирует — на Украину сейчас едет больше людей, чем из нее. Только из Польши за минувшие две недели на родину вернулись 350 тысяч человек. А в туристической Болгарии на один въезжающий в страну автобус с украинцами теперь приходятся 35 покидающих.