В институте русской литературы открылась выставка, основанная на предметах из фондов древлехранилища. Экспозиция разделена на два пространства. В «Мире древнерусского книжника» представлено всё разнообразие письменности и искусство создания рукописей. «Древлехранилище как крестьянская библиотека» посвящено феномену крестьянских книжных традиций откуда всё пошло, почему мы пишем и почему читаем.
Выставка о древнерусской книжности рассказывает не только о развитии письменности, но и о том, как менялось сознание человека и его представление о мире. В центре как символ и начало — старые церковные рукописи. В небольших закутках вокруг — повествования о типах средневекового письма (от полуустава до скорописи) и материалах, которые использовались (ткань, дерево) и тех, кто создавал эти произведения. Книжник того времени — это исключительно мудрый и авторитетный человек, который не только переписывает тексты, но и создает свои.
Флорентина Панченко, старший научный сотрудник древлехранилища Института русской литературы РАН: «Средневековое творчество заключалось не в новизне, не в в оригинальничестве. Авторское начало было самым минимальным. Задача книжника была передать смыслы и как он их понимает».
Дополняют картину богатой церковной книжности — певческая письменность, состоящая из специальных знаков — невм. Они ориентировали певчих в характере мелодии, высоте исполнения, голосовой нагрузке. Вплоть до середины XVII века нотная грамота была исключительно церковной. К древнерусской литературе можно отнести и так называемые научные рукописи. Это книги травников и главное на экспозиции — христианская топография Козьмы Индикоплова VI века в исполнении писцов XVII.
Она повествует об истории и устройстве окружающего мира с изображением диковинных зверей. В более поздних списках дошли до ученых тексты
Благодаря старообрядцам, продолжавшим переписывать святые писания и создавать свою литературу, письменность вошла в народную культуру. Крестьяне записывают фольклор, создают сборники заговоров, ведут записные книжки, дневники. Больше того, появляются родовые библиотеки, семейные архивы, хранящие сотни писем.
Для поклонников той земли — это уникальный источник сведений. Еще один экспонат, демонстрирующий развитие письменности, записки на полях — владельческие, писчие, читательские. И в почерке можно найти и речевые особенности, и интонации.
Пушкинский дом манит не только редкими памятниками на выставке, но и тем, что открывает двери в само древлехранилище, обычно недоступное для интересующихся. И здесь истинного поклонника сначала, наверное, увлечет книжный запах, а потом приведет в восторг декоративное убранство поморских рукописей