Украинские нацфомирования с утра возобновили обстрелы донбасских городов. Десять мин взорвались на территории Ясиноватой, которая находится недалеко от Донецка. Били и по Горловке. Все новые обстрелы тщательно фиксирует СКР, чтобы позже привлечь виновных к уголовной ответственности. Недостатка в свидетелях нет. О происходящем рассказывают местные жители, которые уже долгое время видят, что творит Киев.
У бабы Саши, она же Александра Фёдоровна Коваленко, номер написан на руке. Она два дня стояла в очереди и получила единовременную помощь. Пенсию от украинских властей женщина не получает с февраля.
Александра Коваленко, жительница Купянска: «Мне на дом почтальон приносила. Сейчас никто не получает, почтальон не ходит вообще».
Под российский контроль Купянск перешел в самом начале спецоперации. С того времени банки не работают, как и почта, где раньше выдавали пенсию. В итоге город уже 3 месяца остается без средств к существованию.
Лариса Дворичанская, жительница Купянска: «Мы остались без денег. Наши все деньги остались на карточках. Наши украинские деньги. Пенсии нет, понимаете, ни одной ни пенсии. На что жить? На
Чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу, российские власти начали выдавать единовременные пособия. Очереди выстраиваются в пункт выдачи материальной помощи. Пока ее выделяют только пенсионерам и инвалидам, им выдают по 10 тысяч рублей на человека.
Жители самого Купянска пособия в большинстве своем получили. Сейчас в очередях стоят пенсионеры из окрестных сел. До семей с детьми дело пока не дошло. С полученными рублями люди тут же идут на рынок. Российскую валюту принимают, хотя есть проблема с разменом.
Продавец: «У нас сейчас нет мелких денег. Они идут с пятитысячным, тысячными, пятисотками. А вот если надо дать сдачу 10 рублей, у нас нет такой мелкой разменной денежки».
Ситуацию в Купянске называют уникальной. Боев здесь не было. Власти после проведенных переговоров бескровно сдали город российской армии.
Геннадий Мацегора, мэр Купянска: «Своим поведением российские военные подкупили. Через спасибо, пожалуйста».
В Купянске уже провели административную реформу, объединив город и район, запустили работу школ и детских садов, пока, правда, в ограниченном режиме. Возобновили подачу электричества, оно поступает из России. До этого мазут приходилось сжигать тоннами.
Геннадий Мацегора: «Пока люди были в темноте, у нас генераторы гудели на весь город. У нас только больница за день сжигала 1,5 тонны на свои нужды».
Если есть электричество, будут и поезда. В этих сложных условиях местная железная дорога сумела сохранить и имущество, и коллектив.
Олег Глебов, начальник железнодорожного узла Купянск: «Есть люди, которые против были. А есть те, кто понимают, что нам жить здесь и работать здесь».
Градообразующее предприятие, дающее почти 40% налогов, железнодорожная станция со славной историей. В советское время здесь был пятый по величине железнодорожный узел в стране. Сейчас работу станции пытаются возобновить. Поезда в Россию и ДНР готовы запустить хоть сейчас. Железнодорожникам, которые месяцами работали бесплатно, теперь будут платить.
Олег Глебов: «Составляться будут договоры с Российской Федерацией, будут люди полноценно работать и получать заработную плату».
Уникальная купянская ситуация — головная боль для мэра. За то, что он сдал город российской армии, украинские власти завели на него уголовное дело о госизмене, арестована его дочь.
Геннадий Мацегора: «Ее арестовала СБУ. До сих пор не понимаю, где она есть. Я два месяца не сплю, не ем, у меня дома ситуация очень непростая».
Пока в городе жизнь налаживается, оказавшийся между двух огней купянский мэр пишет письма во все украинские инстанции. Месяцами пишет. Безответно.