Первый суд по делу о военных преступлениях украинских националистов в Донбассе могут провести еще до конца лета. Об этом заявил глава ДНР Денис Пушилин. Сейчас всех сдавшихся в плен допрашивают, устанавливается их причастность к обстрелам жилых кварталов. Особый интерес у следователей к Сергею Волынскому, бывшему командиру 36-ой отдельной бригады ВСУ. За время осады «Азовстали» командир морпехов, не раз запечатленный плечом к плечу с «азовцем» Прокопенко, прославился своими пылкими речами.
В колонии содержатся больше 2 тысяч украинских военнопленных. Это боевики «Азова»*, морская пехота, пограничники. Здесь же находятся все командование разгромленного мариупольского гарнизона.
Командира Сергея Волынского по кличке Волына привели для интервью. Он стал известен, когда из подземелий «Азовстали» начал обращаться к мировым лидерам и даже папе римскому с просьбами об экстренной эвакуации. Майор взывал и к своему верховному главнокомандующему — Владимиру Зеленскому.
Сергей Волынский, бывший командир
Моральный дух солдат Волыны после разговора с Зеленским не улучшился. Президентским обещаниям вытащить азовстальских сидельцев во что бы то ни стало не поверили, особенно на фоне постоянно растущих потерь.
Сергей Волынский: «Было очень много раненых, много погибших. Как бы Российская Федерация имела превосходство в авиации, артиллерии, бронетехнике, танках, живой силе. Мы находились в полном окружении, в этом была проблема».
На «Азовсталь» майор Волынский с остатками своего батальона ушел в апреле, бросив позиции на мариупольском заводе Ильича. Волына наблюдал, как при отступлении разгромили колонну его бывшего командира — командующего
Сергей Волынский: «Мы должны были действовать вместе, но от Баранюка не поступило команды на движение. Он действовал самостоятельно, не знаю, какие он преследовал цели, он попал под огонь артиллерии, авиации, его техника наталкивалась на минные шлагбаумы, люди погибали, получали ранения. Движение техники захлебнулось».
Волына взял командование остатками батальона, остававшегося на заводе им. Ильича, на себя. Собрав колонну из двух бронеавтомобилей и нескольких грузовиков, майор приказал ночью двигаться на «Азовсталь», на соединение с боевиками нацполка.
Сергей Волынский: «Со мной пошли около 200 ребят, в основном это были из морской пехоты, с которыми я проходил службу. Подготовились, нанесли опознавательные знаки Z на технику и двигались в направлении „Азовстали“».
Встретившись на «Азовстали», Волына и Редис (это позывной главного «азовца» Дениса Прокопенко) стали обдумывать варианты сдачи в плен. Тогда начитанный Волына и вспомнил красивое слово «экстракция».
Сергей Волынский: «Мы попали в так называемую продовольственную зависимость. Мы были обеспечены только за счет подразделений „Азова“. Делились едой, водой неохотно, давали сколько считали нужным. Плохо питались, очень плохо питались, еды не хватало даже для того, чтобы просто существовать, не говоря о тяжелых физических нагрузках».
Волынский жалуется на протяжении интервью, что морская пехота Украины, элитные части, как постоянно твердят в Киеве, нуждались в амуниции, вооружении и технике.
Сергей Волынский: «Так как на вооружении моего батальона были небронированная техника, пластмассовые Hummer, поэтому мое подразделение вряд ли могло бы осуществить штурмовые мероприятия».
О том, как вели на себя комбинате «азовцы», Волына говорит уклончиво. Дескать,
Сергей Волынский: «Для меня было дико, что они обращаются друг к другу
Следствие над военнопленными продолжается. Сегодня глава ДНР заявил, что трибунал над «азовцами» и другими замешанными в преступлениях против мирного населения украинскими подразделениями может состояться до конца лета.
*«Азов» — националистический батальон, запрещен в РФ.