Около 200 человек покидают Мариуполь ежедневно. Их отправляют в пункт оказания помощи «Безыменное». С 5 марта он принял уже больше 37,5 тысячи человек. В самом Мариуполе полным ходом идет уборка. Коммунальные службы ДНР, местные жители и российские спасатели разбирают завалы, военные разминируют улицы и дома.
Сотрудники «Невского спасательного центра» из Ленинградской области этаж за этажом разбирают завалы дома по улице Курчатова. По словам местных жителей, в квартире на
Пётр Грищенко, заместитель директора департамента спасательных формирований МЧС России: «Информацию первоначальную по участкам мы получаем из МЧС ДНР, которое собирает адреса, где нужда помощь, туда прибывают наши большие группы, которые оснащены всей инженерной техникой, специальной техникой, оборудованием, чтобы выполнить разбор. Идет работа с населением, чтобы никто не остался забытым».
Нина Ивановна вместе с мужем жила на втором этаже дома. Заходить внутрь квартиры пенсионерка боится, да и спасатели не рекомендуют, перекрытия могут сложиться в любую минуту. Внутри остались личные вещи и бытовая техника. Сейчас семейная пара временно проживают у друзей, но мечтает вернуться домой.
Нина Крылова, жительница Мариуполя: «Мы там уже 30 с лишним лет живем, привыкли. Сейчас там все порушено. Надеемся, что сделают ремонт, помогут, потому что мы пенсионеры. Естественно, мы это не сможем на свою пенсию сделать, но мы надеемся вернуться в свои квартиры, очень надеемся».
Вместе с донецкими коллегами российские спасатели очищают Мариуполь от завалов и уличных баррикад. Почти повсеместно работает строительная техника. Вторую неделю бригады МЧС России подвозят воду, обеспечивают людей хлебом и электричеством, оказывают медицинскую и психологическую помощь.
Антон Туранский, начальник медицинской службы «Невского спасательного центра» МЧС России: «Приходят люди с ожогами, очень много приходит с осколочными ранениями, буквально на коленке порой достаем осколки, такие миниоперации проводим здесь на месте».
Саперы сейчас нарасхват. Обезвредить очередную опасную находку просят почти постоянно. Во дворе, где держали оборону украинские нацформирования, в окопе остались боеприпасы от подствольного гранатомета, почти все готовы к применению. Видимо, убегали в спешке.
На крыше самой обычной жилой девятиэтажки можно увидеть десятки использованных туб от противотанковых управляемых ракет. По всей видимости, здесь находилась огневая позиции ВСУ. Занимать верхние этажи жилых высоток — излюбленная тактика украинской армии. Противник провоцировал бойцов народной милиции ДНР на ответный огонь, чтобы потом обвинять их в обстрелах жилых кварталов Мариуполя. Александр показывает в подъезде пулевые отверстия. Так нацформирования, которые базировались прямо во дворе, реагировали на любое появление жителей. Неделями им запрещали выходить из подвалов.
Александр, житель Мариуполя: «Кто стрелял? Ну кто — вэсэушники, тогда они здесь ездили. Стреляли по окнам и дверям, видимо,
Как только стихли уличные бои, люди покинули подвалы и перебирались в квартиры. В районах, где пока нет света, газа и воды, аварийные службы работают в круглосуточном режиме. Еду люди готовят на костре всем подъездом, используют продукты, которые есть под рукой. Сегодня на обед — бульон из голубей.
Людмила Полубесова, жительница Мариуполя: «Мы сейчас очень дружные стали, все делаем вместе. Еду готовим, дрова таскаем, вчера за двором убрали».
Ирисы в палисаднике стали негласным символом возрождения. Соседи верят, город поднимется из руин и станет еще краше.