Репортер «Итогов недели» пытался понять, как на фоне повсеместных антироссийских настроений сделать так, чтобы от российской культуры было отказаться так же тяжело, как от наших нефти и газа.
О том, что теперь политика правит бал не только в спорте, но и в искусстве, прямо говорит директор Баварской оперы. Ему на неделе пранкеры позвонили по видеосвязи от имени украинского министра культуры с вопросом, как они сейчас работают с российскими исполнителями, на что он гордо отчитался.
Серж Дорни: «Я отстранил некоторых артистов, которые тесно связаны с российской пропагандой. Я отстранил Валерия Гергиева, и это при том, что мы знакомы уже 35 лет. У нас были программы сотрудничества с российскими театрами, мы их также прекратили».
Как оказалось, в театре с трехвековой историей теперь проверяют политическую позицию каждого, кто выходит на сцену. Это новые правила директора Сержа Дорни.
В этом направлении на Западе дошли и до тех, чьи произведения исполняют музыканты и певцы по всему миру: Чайковского, Глинки, Рахманинова. Тех, кого так хотели бы по примеру Достоевского вынести в отдельную категорию, но это уже невозможно. Это те, кто прочно встал в один ряд с великими композиторами западного мира. И об этой неразрывной связи эмоционально кричат в эфире итальянского телевидения противники культурной отмены. Простую мысль «все это уже за гранью» зал встречает овациями.
Из эфира итальянской передачи: «Если певцу или дирижеру запрещают выступать в Италии только потому, что он из России, и не допускают российского спортсмена, то это фашизм со стороны Запада, это недопустимо. Это люди, у которых есть достоинство и любовь к искусству, их нужно защищать. Нужно стоять до конца. Нельзя наказывать искусство, невозможно отменить музыку».
Итальянским критикам вторят политологи, отмечая: то, с чем сейчас столкнулась Россия, это уже попытка полной ее отмены. Тем временем в турецком Измире на неделе открылась выставка «Полицейский участок Запада», высмеивающая все ограничения и запреты Европы последних месяцев. За решеткой — Гоголь, Чехов, Чайковский.
Что отменить Россию не так просто, видно на акциях протеста украинских беженок, которых уже игнорируют на площадях европейских столиц и чьи провокации встречают безразличием на ковровой дорожке на кинофестивале в Каннах.
Остановить дискриминацию русских призывают и в Германии, где президенту и канцлеру пишут открытое письмо с требованием прекратить планомерное уничтожение культурных связей с Россией. Под текстом — полторы тысячи подписей немецких деятелей искусства.
В том, что именно культура способна остановить катастрофу, уверен швейцарский философ Ги Меттан, посвятивший противостоянию России и Запада не одну свою книгу. Он отмечает: отменить Россию невозможно.