Условия, в которых содержат сдавшихся военнопленных с завода «Азовсталь», проверила специальная делегация. В нее вошли представители Украины и сотрудники Красного Креста. Они посетили пункт, куда привозят сложивших оружие боевиков нацформирований. Только накануне с белым флагом из катакомб предприятия вышли около 700 человек. Среди них много раненых. Нацистов из «Азовстали» вывозили автобусами под чуткой охраной российских военных и сил народной милиции.
Пассажирские автобусы колоннами уходили в капитулировавшую крепость «Азовсталь». Первая группа военнослужащих Украины, поднявшая белый флаг 16 мая, спровоцировала повальную сдачу азовцев. Боеспособные остатки мариупольского гарнизона бросали оружие и выходили из подземелий в специальную зону, где их встречали союзные войска ДНР и России.
Часть сдавшихся находятся в исправительной колонии ДНР в поселке Еленовка. Накануне к азовцам пустили представителей украинской стороны и нескольких сотрудников Красного Креста. Делегация своими глазами увидела условия содержания пленных. Украинцы все детально снимают на телефоны, интересуются, чем солдат ВСУ кормили за ужином.
Военнопленный: «На ужин каша ячневая и котлета, можете даже попробовать».
Сотрудники Красного Креста переговариваются между собой, может, действительно стоит попробовать солдатский ужин? Старший группы отказывается, чтобы, как объясняет переводчица, не забирать еду у пленных. Из столовой отправились в женский изолятор, точнее, в отдельное здание, где разместили женщин неизвестных пока воинских специальностей из «Азова»* и других украинских подразделений.
Мужская часть азовстальских сидельцев ждет в строю на улице. Мужчины от 20 до 50 лет послушно хором отвечают на вопросы украинского представителя: притеснения и неприязни нет, кормили, агрессии против них нет, жалоб нет, отношение нормальное.
Первый страх от плена у них, видимо, прошел. Азовцы быстро осваиваются в своем новом положении и вяло реагируют на ободряющие слова украинских представителей, но просят Красный Крест привезти гражданскую одежду и курительные принадлежности. Делегация отправляется в места содержания военнопленных. Общение азовцев с украинскими представителями явно не клеится. Военнопленные рассчитывают на обмен, хотя никто им его официально не обещал.
Военнопленный: «Когда нас отсюда заберут всех?»
Представитель украинской стороны: «Ну, вы ж сутки тут только, родненькие, ну что ж вы хотите? Ну, я ж не президент Украины».
Один из офицеров «Азова» еще раз показывает украинским представителям свой быт — просторные комнаты с двухъярусным кроватями и большими окнами. По словам военных, провокаций нет, медицинская помощь по требованию предоставляется, кормят 3 раза в день, сегодня ели суп с макаронами, кашу, хлеб, которого они давно не видели.
Времени на посещение военнопленных у международной группы немного, так как в поселке Еленовка опасно. Украинские войска обстреляли его из гаубиц сразу после того, как сюда доставили первую партию сдавшихся азовцев.
*«Азов» — националистический батальон, запрещен в РФ.