17 мая профессиональный праздник отмечают сотрудники водолазной службы МЧС, основанной 26 лет назад. Специалисты подразделений спасают и эвакуируют людей, работают в зоне чрезвычайных ситуаций, а некоторые занимаются подводными научными исследованиями. К тем, кто собирается работать в этой отрасли, предъявляют повышенные требования по уровню физической и моральной подготовки.
Спасение людей для водолазов МЧС — одно из приоритетных направлений. На глубине до 100 метров для них не может быть невыполнимых задач. Одно из ведущих водолазных подразделений ведомства — отряд «Лидер».
Тренировочный сценарий — человек заблокирован в затопленном судне, находится в воздушном кармане. Шанс выбраться есть, если нырнуть в воду и проплыть по темным коридорам и каютам судна, но дыхания на затяжной нырок может не хватить. Водолазы Илья Рябцев и Захар Батурин начинают спасательную операцию с прокладки так называемых ходовых концов. Это веревочный путь, который помогает спасателю ориентироваться в пространстве.
Илья Рябцев, водолаз центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»: «Нужно понимать, что девять из 10 водолазных спусков проходят не просто в условиях ограниченной видимости, а в условиях нулевой видимости, когда водолаз ничего не видит на расстоянии 10 сантиметров».
Закрепив концы, спасатель с дополнительным дыхательным аппаратом добирается до человека в беде.
Захар Батурин, водолаз центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»: «Самое главное — не паниковать».
Профессиональному водолазу паника чужда. Кроме замкнутых пространств и темноты нередко условия работы спасателей могут быть взрывоопасными. К примеру, в Балтийске сводный отряд водолазов МЧС не первый год занимается разминированием немецкой баржи.
Илья Рябцев: «Баржа полностью начинена взрывоопасными предметами времен Великой Отечественной войны, самого разного калибра. Суммарно подняли и уничтожили порядка 20 тысяч боеприпасов».
Водолазы незаменимы при поисковых работах, когда необходимо отыскать пропавших в больших акваториях, и в зонах чрезвычайных происшествий — там на разных глубинах приходится разбирать завалы или — с помощью инструментов —
Константин Александров, спасатель международного класса отряда «Центроспас»: «Заклеиваем маску скотчем или бумагой закладываем, чтобы проводить работы вслепую. Все наощупь, все руками».
Для работы нужна и выносливость. В зависимости от задачи снаряжение спасателя может весить до
Барокамеру водолазы посещают минимум раз в месяц. Такие тренировки имитируют реальное погружение. Один из аппаратов может создать давление до 11 атмосфер — такое испытывают водолазы на
Роман Бушков, начальник группы центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»: «Спецфизиолог — водолазный врач — назначает лечение и режим, по которому водолаза лечат, и это может длиться от суток до нескольких суток».
На сегодня в России работает более трех тысяч