В биографии Украины общая Великая Отечественная война уже явно не общая. После развала Советского Союза переписалось и изменилось практически все, но память о войне была тем, что объединяло бывшие советские народы, практически универсальным фундаментом для общего будущего без какой-то идеологии. И сейчас именно ее превращают в водораздел.
В Латвии 9 мая власти объявили днем памяти погибших на Украине. Теперь монумент советским
Эгилс Левитс, президент Латвии: «Это заноза в душе латышей. И место вокруг занозы начинает гнить. Этот монумент прославляет оккупационные войска, которые принесли Латвии большие страдания. Я не вижу другого пути».
В пятницу парламентская комиссия отменила пункт о надлежащем содержании воинских мемориалов в
В литовском Каунасе снесли бронзового солдата, он стоял у захоронения пяти тысяч солдат и офицеров
Отменить историю пытаются даже там, где ее писали. Последние годы перед входом в здание в берлинском районе Карлсхорст, где ровно 77 лет назад 8 мая был подписан акт о капитуляции Германии, развивался российский триколор — страны — наследницы той победы. Теперь здесь только украинский флаг.
Власти Молдавии законодательно запретили демонстрировать георгиевскую ленту, назвав ее «варварским символом разрушения и смерти». И это при том, что три года назад этот «варварский символ» проносили по центральным улицам Кишинёва, на тот момент это была самая большая георгиевская лента в мире. По новым правилам, за подобную демонстрацию грозит наказание до 60 часов исправительных работ или штраф в несколько тысяч долларов. Но запреты не пугают тех, кто знает, какой смысл на самом деле стоит за этими символами.
Жительница Молдавии: «Я носила эту ленточку, ношу и буду носить. Потому что это — победа над фашистом. Это символ того, что мои деды вернулись с войны живыми, с победой!»
Правда, само слово «победа» президент Молдавии Майя Санду теперь последовательно игнорирует, называя 9 мая «Днем мира». В пику такой риторике символы победы изображают на въездах в села. Против запрета георгиевской ленты выступают в автономной Гагаузии, устраивая автопробеги, и соседнем Приднестровье, где ленту раздают волонтеры на улицах.
В других же европейских столицах, опасаясь двусмысленных трактовок, накануне Дня Победы вводят все более абсурдные требования и запреты. Там, где торжества не запрещают полностью, вводят максимально жесткие ограничения, как в Германии, где теперь нельзя разворачивать советские знамена и российские триколоры, а на штендерах может быть только фото ветерана. По типографиям рассылают новые требования — никаких советских символов, красных звезд или георгиевской ленты. Все это под строгим запретом. В некоторых регионах страны свои требования местная полиция опубликовала за несколько дней до шествия, уже готовые плакаты пришлось переделывать.
И несмотря на запреты петь военные песни и появляться в советской форме, только в Гамбурге на шествие выйдут около тысячи человек. В Берлине — втрое больше. Люди собираются в колонны «Бессмертного полка» по всему миру — даже в Бразилии, Уругвае и Аргентине. Акция проходит в 88 странах, вопреки всем запретам, угрозам и провокациям. Впервые за два года в очном формате потомки героев выходят на улицы.
А кроме активистов, волонтеров и русскоязычной общины в Европе, на улицы европейских столиц выйдут ветераны.
Владимир Располыхин, ветеран Великой Отечественной войны: «Я домой в свое Подмосковье пришел только в марте 1950 года, некому было служить, большие были потери с нашей стороны. Молодежь была вся исчерпана».
Он прошел
Владимир Располыхин: «Не удастся это сделать. Почему? Потому что история уже увековечила. И пусть никто не пытается это сделать — не удастся, не удастся!»
День Победы, вопреки всему, пройдет и в городах Донбасса. Да, пока без пышных торжеств в Луганске и Донецке — слишком опасно, совсем рядом еще идут бои. Но с шествием «Бессмертного полка» в освобожденном Мариуполе. В городах, куда впервые за долгие годы возвращается мирная жизнь, восстанавливают памятники, ремонтируют мемориалы и поздравляют тех, героизму которых они посвящены.
Отмечать праздник все равно будут. И в Киеве, где запретили все памятные мероприятия. И в Запорожье, где до 10 мая действует круглосуточный комендантский час: людям просто на два дня запретили выходить из домов. Ведь никакие самые абсурдные запреты не смогут отнять у людей великий праздник и память о своих героях, которые есть в каждом доме и в каждой семье.