Границы между Польшей и Украиной скоро не будет, заявил польский президент Анджей Дуда. Выступая по случаю дня польской диаспоры, он много говорил о братстве и единстве двух народов, о том, что поляки и украинцы смогут жить вместе на одной земле. В Москве считают, что эти красивые слова служат ширмой для реальных планов Варшавы. А планы эти состоят в том, чтобы установить свой контроль над частью украинской территории под предлогом защиты от российской агрессии.
В конце апреля Сергей Нарышкин раскрыл план установления контроля Польши над некогда ей принадлежавшими украинскими территориями. Первым этапом воссоединения, сообщили в Службе внешней разведки, должен стать ввод польских войск в западные области страны под лозунгом их защиты от «российской агрессии». Причем модальность предстоящей миссии обсуждается с администрацией Байдена. И, согласно предварительным договоренностям, проходить это будет без мандата НАТО, но с участием «желающих государств».
О территориальных претензиях Варшавы на полученные по итогам Второй мировой земли Западной Украины известно не первый год. Но вот сейчас время — лучше не придумать. Общественное мнение западных соседей Украины последние месяцы приучается вот к такой схеме: Польша обоснуется, или как это называет Дуда, «построит общее счастье» во Львовской, Волынской, Ровенской, Тернопольской и
Вадим Трухачёв, политолог, доцент Кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Нет международного права, а есть право силы. Поэтому они будут руководствоваться текущей обстановкой. Входить они будут по согласию Зеленского или того, кто будет вместо него. Заскочат с согласия Украины, США, НАТО, ЕС. Самостоятельно, в одиночку поляки здесь действовать не будут».
Львов и Ровно — уже польские города на картах, украшающих вагоны поездов польской железной дороги. А в Варшаве появились портреты главнокомандующего Ярослава Мика, снабженные его же цитатой «Время вспоминать историю». В прессе цитируют его неподтвержденный приказ о готовности взять под контроль стратегические объекты Львовской и Волынской областей Украины. А исследование, опубликованный газетой «Речь Посполита», показывает, что введение польских солдат на Украину поддерживает более половины опрошенных. Кроме того, у западных границ Польши стартовали военные учения «Защитник Европы». Они продлятся до 26 мая, в них задействованы семь тысяч военнослужащих и три тысячи единиц техники. И секретом не является, что граждане Польши уже воюют на Украине, а профессиональные польские военные работают там инструкторами.
Впечатляюще многоплановую поддержку Киеву Варшава оказывает на фоне незавершенного суда над теми, кто учинил печально известную волынскую резню в начале сороковых. Жертвами Украинской повстанческой армии, которая под корень вычищала польский этнос с Украины, по разным оценкам, стали от 40 до 60 тысяч поляков.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ: «Польша хочет Львов без бандеровцев, а значит, буду прямо говорить, без подавляющего большинства».
Но сейчас Анджей Дуда утверждает, что история отношений Польши с Украиной не имеет значения. Теперь у них на столе, по словам президента, не штык, а хлеб. И не исключено, что новая политическая карта без границ, которые пока еще имеет Украина.