США поддерживают правила ООН только на словах, а на деле занимаются дипломатическим принуждением. Не стесняются бить и по своим врагам, и по своим друзьям, когда заставляют Европу и Японию давить на Россию, объясняя, что ради порядка, основанного на их правилах, всем придется пострадать, даже развивающимся бедным странам, у которых просто нет сил, но нет и выбора. Постоянно звучат обвинения в адрес русских в том, что они нарушили правила.
На деле это означает, что Москву обвиняют в нарушении того, что сложилось после холодной войны, к чему привыкли, что было очень удобно тем, кто решил, что так будет всегда, а центр принятия решений будет один — Америка, обещающая защиту своим союзникам и угрожающая противникам.
Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии: «Неудивительно, что Кремль использует ископаемое топливо, чтобы попытаться нас шантажировать. Мы готовились к этому вместе с государствами — членами ЕС и международными партнерами. Наш ответ будет немедленным, сплоченным и скоординированным. И Польша, и Болгария сейчас получают газ от своих соседей по Евросоюзу, и это демонстрирует прежде всего нашу солидарность».
Это реакция на то, что «Газпром» отключил за неуплату Польшу и Болгарию от трубы. Они прекрасно понимали, на что шли. Но по крайней мере Польше очень хотелось сделать громкий жест — сначала закачать все что можно себе в хранилища, а потом объявить, что дальше она платить не будет. Президент Дуда даже пообещал полякам, что они этого не почувствуют, а почувствует только Путин. Десятки населенных пунктов сразу после отключения остались без газа и тепла. Именно поэтому такой шаг может быть намеренной демонстрацией: мол, смотрите, насколько русские ужасно поступают, нужно слушать правительство, которое требует терпеть ради спасения Европы.
Петр Наимский, уполномоченный Правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре: «Это переломный и поворотный момент, который русские ускорили. Мы планировали перекрыть поставки российского газа к концу декабря этого года, так как закончится долгосрочный контракт. Русские ускоряют этот процесс, но мы справимся».
Только обнаружилось сразу, что теперь Польша закупает газ через Германию, те же 30 миллионов кубометров в день реверсом все равно ниже рынка, потому что у Германии с Россией длинный контракт, ее рыночные скачки пока не коснулись. Только немцы понимают, что все уже сложно и будет сложнее.
Олаф Шольц, канцлер Германии: «Будет ли Россия принимать
Вероятно, Шольц имеет в виду то, что уже предсказывает Bloomberg: Европа готовится к следующему шагу Путина. Вероятно, это будет резкое отключение всех поставок газа, за которым — нормирование расходов, инфляция и рецессия, а любой, даже крошечный сбой вызовет реакцию по всему Евросоюзу. Это уже видно из происходящего с Польшей и Болгарией, поэтому уже завтра министры энергетики ЕС будут совещаться и искать способ спасти энергоснабжение Европы.
Биджан Тавассоли, политолог: «Нефть не так легко заменить, потому что нужна нефть такого же качества. Если нет нефти такого же качества, если она не обладает теми же характеристиками, ее нельзя заменять. Но газ заменить вообще невозможно. Если немецкая промышленность не сможет больше импортировать российский газ, то большая часть промышленности Германии просто встанет, в некоторых отраслях — надолго».
Цифры неумолимы: у Шольца уже рейтинг упал с 51% до 39%. Что будет после заседания министров, непонятно, потому что все понимают, что Германия готова дрогнуть. Она — крупнейший покупатель газа в мире, а Франция может больше не лавировать, у нее, в отличие от Германии, есть АЭС. Кроме того, у Макрона выборы уже прошли, он может спокойно обещать, что поддержит любое эмбарго, которое рекомендует Еврокомиссия.
Получается, что одна из главных претензий к Макрону ровно в том, что ему не удалось за все эти годы убедить французов, что он не из клуба золотых мальчиков, что он знает и понимает, что такое простые французы — те самые люди, которые кидают в него помидоры, хотя он просто хотел всех поздравить со своим избранием, те самые, которые сейчас за рулями самосвалов с навозом, привезенным к ступеням правительственных зданий в Париже. Именно они не знают, как работать дальше, если цены выросли на все и продолжают расти. Им рекомендуют ездить поменьше на машинах, греть поменьше воды, не перегружать холодильники едой, чтобы уменьшить расход электричества. Им обещают долгую и темную зиму, для которой нужно купить побольше теплой одежды и держать в помещениях 18 градусов — это позволит снизить раход электричества на 25% под девизом «заплатим на 25% меньше Путину».
Людям страшно, потому что за нехваткой топлива придет безработица, а за безработицей — то, что Time называет «социальными конфликтами». Кто ими воспользуется? Скорее всего, националисты, в том числе Ле Пен, проигравшая сейчас, но ведущая свою партию на выборы в парламент в июне (это называют третьим туром президентских выборов), ту самую партию националистов, которые будут только злее.
Сейчас раскачивание европейского национализма — это очень опасно. Дважды в прошлом веке это уже привело к огромным катастрофам. Чем это закончится сейчас, не хочет думать никто. То же самое уже у немцев, где министр экономики от «зеленых» играет в ту самую модель глобального управления, по которой нужно подчиниться глобальным интересам и потерпеть.
Биджан Тавассоли, политолог: «Это входит в интересы определенных кругов в Америке. Они видят в лице Европы своего конкурента и считают, что этого конкурента можно устранить. Если европейские политики просто будут выполнять все то, что велит Белый дом, эти планы можно будет легко воплотить. Возможно, это даже более важная цель, чем уничтожение России, — уничтожение Западной Европы, потому что она — настоящий конкурент для США».
Могут оказаться правы и те, кто уверен, что Европу используют для того самого офшорного баланса, при котором ей будут помогать деньгами, оружием, сжиженным газом, не позволят быть сильной, потому что иначе она будет независимой. Сейчас речи о континенте от Лиссабона до Владивостока уже долго не будет, но Европа может вспомнить, что хотела свою независимую армию. У нее просто не будет на это денег. А идея немецких правых о возврате к «Северному потоку» уже смотрится как утопия — это ведь снова русские, хотя все понимают, насколько это сделало бы жизнь проще. Только это про экономичесий баланс, которым пожертвовали ради глобального управления.
Когда так настойчиво и долго постоянно повторяется, что «Северный поток» — это проект политический, создается впечатление, что только политика и стоит за самим обсуждением и «Северного потока», и всех газовых поставок из России. Кажется, что это инструмент, который будет применяться постоянно и долго.
Та же самая политика стоит и за требованием Польши ввести пошлины на тех, кто русский газ все еще покупает, то есть главным образом против Венгрии, готовой платить в рублях; как и за требованием эмбарго на российский уран для построенных Россией в Европе атомных станций — они тоже в Венгрии. Поляки, прибалты, немцы обещали поддержать, как и запрет покупать нефть, но с оговоркой: не верим, что России будет больнее, чем Европе. В этом нет экономики, следовательно, нужны новые рычаги.
Именно поэтому сейчас Блинкен объявляет, что что Америка готова стать для Индии предпочтительным партнером вместо России, объясняя, что раньше это недооценивали, а теперь в состоянии это сделать и дать защиту от Китая, а контролирумый американцами Всемирный банк обещает
Баланс похож на колонильную зависимость. Вероятно, именно поэтому саудовские принцы понимают, что близка их очередь быть наказанными за желание выстроить суверенитет. Именно поэтому королевский дом объявил, что яхты и предметы роскоши лучше хранить дома, чтобы американцы не использовали их для компенсации своих расходов в случае наказания. Наследный принц даже восстановил отношения с Эрдоганом, который приехал договариваться о дружбе и торговле. Принцы явно строят свой баланс, зная, что Сенат готов рассмотреть закон о судебных исках против ОПЕК за то, что отказывается повысить добычу. Закон не могли принять почти 25 лет.
Иранцы поступили проще. Блинкен объявляет, что они сократили время получения оружейного урана в разы. Он говорит это для европейцев, которые очень надеялись, что ядерная сделка будет и они смогут покупать у Ирана нефть. Но аятолла уже объявил, что мир на пороге нового порядка. Он сообщил это после визита китайского министра обороны в Тегеран.
В результате ребус может быть значительно сложнее, потому что вроде бы речь идет о России и евроатлантической безопасности, но непонятно, что в этой игре может быть самым главным козырем: либо китайский вопрос, то есть китайские поставки и зависимость европейской экономики от Китая; либо иранский вопрос, то есть возможность европейцами самостоятельно принимать решения во всем, что касается иранской ядерной программы.
Представители Госдепартамента США готовятся к встрече с венесуэльцами, будут договариваться о нефти для комании Chevron. Демонстрации в Каракасе тех, кто обвиняет Мадуро в нарушении принципов Уго Чавеса и превращении в колонию, снова разгоняют. По той же теории баланса американцы должны напрямую заниматься только своим полушарием, а там уже Никарагуа объявляет о выходе из Организациии американских государств, назвав ее «оружием дьявола». Это звучит не просто как цитата из китайских заявлений.
Биджан Тавассоли: «Некоторые говорят о том, что закончился однополярный миропорядок, но я бы сказал, что однополярного мира никогда не было. Это выдумали американцы, это фантазия о мировом господстве. Россия никуда не делась. Нужно быть слепым, чтобы смотреть на карту и не замечать крупнейшую страну мира. То, что происходит, означает, что существование России как центральной геостратегической силы снова стало явным, и больше никто не может этого игнорировать».
Ирада Зейналова