Российский летчик Константин Ярошенко, который почти 12 лет провел в американской тюрьме и 27 апреля вернулся на родину в результате обмена, рассказал в интервью программе «Центральное телевидение» подробности операции по его освобождению.
По словам летчика, о скором освобождении, он узнал от жены. Во время разговора по телефону она спросила, какой у него размер рубашки и брюк. На вопрос супруга, что это значит, она ответила: «Костя, скоро ты будешь дома, тебя обменяют».
Константин Ярошенко: «Наш адвокат Алексей Тарасов ей позвонил и сообщил, что позвонил прокурор американский и сказал, что срочно готовятся документы на мою экстрадицию, информация должна быть закрыта полностью, даже в течение 24 часов после моего прибытия и завершения этой операции».
Поначалу Ярошенко не поверил, что скоро окажется на свободе.
Константин Ярошенко: «В данное время, когда такая напряженная ситуация между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки, поверить в это чудо я не мог. Только когда я прибыл (в Россию. — Прим. ред.), я стал осознавать, что это чудо свершилось».
За годы лет, проведенным в американской тюрьме, Ярошенко больше всего запомнил чувство ужаса и одиночества.
Константин Ярошенко: «Ужас и одиночество, разрыв с семьей, когда не можешь видеть, ни свою супругу, ни свою мать, ни свой народ. Разлука с семьей — это самое тяжелое».
Летчику помогла выстоять вера в то, что его ждут дома и за него борются.
Константин Ярошенко: «Это мне давало силы — то, что меня ждут, моя семья, многие граждане Российской Федерации, многие наши дипломаты и руководство Российской Федерации, которые верили: держись, ты будешь дома».
По словам Ярошенко, в американской тюрьме к нему было «особо плохое» отношение.
Константин Ярошенко: «Потому что я русский, гражданин Российской Федерации, и это многое значит в окружении граждан Соединённых Штатов, у которых другой совершенно менталитет, другие нравы».
После начала российской спецоперации отношение к Ярошенко стало еще более негативным.
Константин Ярошенко: «Отношение ко мне очерь резко поменялось и не в лучшую сторону, и со стороны заключенных, и со стороны администрации».
В конце мая 2010 года работавшего по контракту в Африке российского летчика Константина Ярошенко вызвали в Агентство национальной безопасности республики Либерия, а уже через двое суток закованного в наручники гражданина России тайно вывезли на территорию США, где федеральный судья Джедд Рэйкофф приговорил летчика к 20 годам тюрьмы по обвинению в контрабанде кокаина. Сам Ярошенко и его адвокат утверждали, что арест стал результатом провокации агентов ФБР, пытавшихся доказать причастность летчика к делу другого осужденного в США россиянина — Виктора Бута.
Почти 12 лет российские дипломаты добивались освобождения Ярошенко, но только на этой неделе отбывавшего срок в американской тюрьме российского летчика удалось обменять на осужденного в России за драку американского морпеха Тревора Рида. Подготовка обмена проходила в строжайшей секретности, сам обмен — вдали от посторонних глаз и лишних свидетелей. Все было обставлено почти как в культовом советском фильме «Мертвый сезон» — в аэропорту Анкары американский самолет встал рядом с российским. Российского летчика и американского морпеха одновременно провели мимо друг друга.