Сегодня в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Сохраняя историю». Ее организовали при участии «Газпрома» в честь 100-летия Службы реставрации музея. В экспозиции более 300 экспонатов и все отреставрированные. Ежегодно через мастерские, где происходит таинство восстановления шедевров, проходит более четырех тысяч произведений.
Крымский этюд Архипа Куинджи с изображением горы
Это один из примеров каждодневной работы реставраторов Русского музея, о которой и рассказывает новая выставка. Уже 100 лет таинство совершается в мастерских. Специалисты за работой с тончайшими инструментами, сделанными под свои руки, с микроскопами и данными лабораторных исследований о состоянии краски, полотна, ткани или дерева.
Как врач о пациенте реставратор должен знать всю историю болезни произведения искусства. Иногда нужно хирургическое вмешательство.
Икона XVII века, которая сейчас еще находится на реставрации, экспонируется рядом с микроскопом. И это настоящий медицинский аппарат. Сравнение реставраторов с врачами, которые лечат картины и возвращают их к жизни, весьма уместно.
На иконе с обликом Николая отчетливо видно, где реставратор уже раскрыл те самые краски древнерусского иконописца, а где они еще в темноте за многолетними слоями.
Владимир Гусев, генеральный директор Государственного Русского музея: «Сейчас мы все видим актуальность того, чтобы показывать подлинность истории. Чтобы расчищать историю от наслоений и неправильных оценок, рассуждений. Этим в том числе и занимаются реставраторы».
Реставрируют всё: спасают и живопись, и ткань, и дерево. На примере 330 экспонатов показаны все возможности мастерских Русского музея. Сама же выставка стала возможна при участии компании «Газпром», которая давно и последовательно помогает сохранять знаменитую ленинградскую школу реставрации и повышать престиж такой профессии.
Елена Давыдова, начальник управления ПАО «Газпром»: «Эта выставка про людей. Они каждый день рядом с шедеврами, они их открывают нам, и они часто остаются в тени. А на этой выставке появилась возможность дать им слово».
Рассказать реставраторы могут многое. Они знают тайны шедевров. В крышке раки Александра Свирского нашли золотые монеты, а на иконе «Крещение» XVII века тайной был подлинный цвет крыльев ангелов. В ходе реставрации был восстановлен их розовый оттенок.
И, кстати, есть уже отдел реставрации современных