В музыкальной среде активно переключаются на новых поставщиков значительную часть инструментов производили из зарубежных материалов, но проблемы с логистикой и санкционное давление срывают поставки. Однако отечественные продавцы музыкальных инструментов уже находят решения.
У одного из столичных музыкальных магазинов собственное производство, где уже много лет делают скрипки, альты, виолончели и контрабасы — как для начинающих, так и для профессиональных музыкантов. Сделано с любовью в России — так можно сказать про 90% товаров.
Инна Виноградова, руководитель московского представительства компании по производству музыкальных инструментов: «У нас все хорошо. Если исчезли
В некоторых инструментах почти 40% иностранных материалов — это прежде всего высококачественная древесина и струны. Сырья, что было закуплено заранее, хватит на год, поэтому производители активно ищут достойную альтернативу.
Скрипичный мастер Сергей Олексийчук уверен: скоро ряды готовых инструментов в его специальном шкафу сильно поредеют. В последние полтора месяца спрос на его инструменты сильно вырос, и скрипки мастера разлетаются как горячие пирожки. Раньше большую часть материалов он закупал в Германии, сейчас — в Китае и Индии. Если российские производители предложат такую же качественную древесину, мастер готов перейти на отечественное сырье. Частично переход уже начался.
Сергей Олексийчук: «Я очень часто как демонстрационные струны на свои скрипки ставлю струны нашего производителя. Очень прилично звучат! А мне, как вы понимаете, невыгодно, чтобы мои скрипки звучали плохо. Я думаю, если им поставить задачу, то они могут сделать и гораздо более высококачественные струны».
Студент музыкального колледжа Егор купил у мастера инструмент пять лет назад, и все это время Олексийчук помогает с обслуживанием и ремонтом. Скрипка с годами звучит только лучше, но струны периодически нужно менять.
Егор Беляев, студент музыкального колледжа МГИМ имени Шнитке: «У меня здесь [на скрипке] есть струны, которым уже два года, это прямо такой хороший срок. Вообще же профессиональные музыканты меняют струны довольно часто. Можно их менять и раз в полгода, как и волос на смычке».
Российским производителям музыкальных инструментов уже пятый год подряд активно помогает государство. Предприятия, участвующие в проекте министерства промышленности и торговли по развитию этой индустрии, получают финансовую поддержку и гарантированный заказ. Благодаря этому во всех регионах в музыкальных школах и колледжах искусств появились новые инструменты российского производства.
Раньше многие российские компании занимались так называемым отверточным производством — то есть, привезенные
Владислав Гончаров, директор компании по производству духовых инструментов: «Мы начали разработки — по фаготам, по гобоям, трубам, тромбонам и кларнетам. Разрабатываем компонентную базу, чтобы все компоненты делались у нас на производстве, чтоб ни от кого не зависеть. Например, фагот мы делаем полностью — от начала до конца, до винтика — из российского сырья. На нашем оборудовании».
Московские производители народных щипковых инструментов
Борис Валиуллин, директор производственного комбината музыкальных инструментов фонда Чайковского: «Поставки уже прекратились. Но все равно мы ищем выход. На Азию, допустим, ту же Индию. Будем искать выходы, и все равно найдем, конечно. Минпромторг программу когда ввел свою, мы спокойно начали работать, у нас есть путь к развитию. Мы знаем, что гарантировано у нас есть работа».
В Москве действует уникальная для России мастерская, где делают профессиональные концертные гусли. Сейчас в работе два инструмента. Казалось бы, гусли — даже не прошлый, а позапрошлый век. Но на самом деле в России в последние годы отмечается огромный рост интереса именно к народной музыке — а значит у мастерской заказы на ближайшее время точно будут.