Каждый десятый французский избиратель, по данным опросов, еще не решил, за кого отдать голос на выборах президента. Поэтому пикировались кандидаты на дебатах перед вторым туром выборов остро и долго. А о России говорили немногим менее, чем о самой Франции.
Дебаты 2017 года не были триумфом Марин Ле Пен, как впоследствии и выборы. Она жаловалась, что была тогда уставшей, поэтому в 2022 году отменила перед рандеву с Макроном все дела, чтобы спокойно выдержать его компанию почти три часа. И ее противнику пришлось отметить с сожалением, что она ведет себя гораздо лучше, чем в прошлый раз.
Но ни Ле Пен, ни ведущие не заметили, чтобы
Французская пресса описывает это противостояние обычно так: «Эммануэль Макрон против ультраправой Марин Ле Пен». То есть Марин — ультраправая, ну а Макрон, получается, никакой. Там, где перед его именем могло стоять прилагательное, описывающее его сущность, — прочерк. То есть к Макрону за пять лет так и не пристало никакое ясное определение. Кроме такого: президент богатых. Но «кандидат от богатых против кандидата от правых» — такая формулировка была бы не в интересах Макрона.
В 2017 году во время дебатов Ле Пен укоряла Макрона также в том, что он «ползающий кандидат». Ползающий, как она сказала тогда, перед Берлином, Брюсселем, Вашингтоном. Пять лет назад бросила ему в лицо, что какими бы ни были результаты выборов, править Францией будет женщина. Либо она, Марин Ле Пен, либо канцлер Германии Ангела Меркель.
Макрон же пять лет назад в ответ переходил на личности: назвал Марин достойным носителем фамилии отца,
Эммануэль Макрон: «Я считаю, что Россия держит Вас в кулаке. В 2015 году вы, мадам, взяли кредит в российском банке, который близок к российским властям».
Вопрос о России шел на дебатах вторым. Он был поставлен как «международные отношения». Другой вопрос был поставлен о сохранении членства в Евросоюзе при решающей роли