Министерство госбезопасности ДНР выяснило, что видеокамеры международной миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на линии разграничения в Донбассе использовались украинскими силовиками для разведки и корректировки огня.
Вадим Голда — бывший наблюдатель мониторинговой миссии, которая работала в Донецке. Сейчас его активно допрашивают оперативники МГБ ДНР. По данным силовиков, Голда, работая помощником офицера по безопасности, регулярно выполнял деликатные поручения своего начальника — передавал украинской стороне данные о передвижениях и дислокации военных ДНР. Бывший милиционер признает лишь один подобный случай, причем с оговорками. По его версии, в том, что он фотографировал и изучал, к примеру, ртутный рудник, виноват руководитель.
Вадим Голда,
Тем не менее в действиях ОБСЕ местные силовики нашли еще несколько вопиющих фактов откровенного шпионажа — на линии разграничения они нашли видеокамеру, которая, как и десятки других, должна была отслеживать случаи нарушения режима прекращения огня. Но на деле камеры ОБСЕ были фактически встроены в систему управления войсками ВСУ. То есть все, что видели якобы независимые наблюдатели, видела и одна из сторон конфликта. И это, разумеется, не ДНР.
При очередном отступлении ВСУ уничтожили почти все камеры рядом с линией разграничения. Одна из них уцелела и попала к спецслужбам ДНР. На записях видно, как, например, камера фиксирует передвижение бойцов народной милиции и отслеживает нанесение артиллерийских ударов. По словам офицеров МГБ, в их распоряжении гигабайты таких видео. Более того, известно, что часть информации оказывалась
Михаил Попов, представитель МГБ ДНР: «Они использовались также для контроля за передвижением личного состава, военной техники народной милиции ДНР. Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что данные камеры ОБСЕ были интегрированы в систему управления огня украинских националистов и украинской армии».
Информацию о том, что оборудование ОБСЕ было задействовано для корректировки огня и разведки, косвенно подтверждает и подозреваемый в шпионаже наблюдатель. По его словам, камеры всегда контролировались дистанционно.
Вадим Голда: «Мы к этим камерам вообще не имели никакого доступа. Информация с камер напрямую уходила в центральный офис в Киев».
Сейчас донецкие силовики продолжают изучать полученные данные и, вероятно, их также представят и в международные организации. Если, конечно, там заинтересуются фактами шпионажа со стороны наблюдателей.