В Бердянске, из которого российским военным удалось выбить националистов, налаживается мирная жизнь. На улицах уже можно увидеть спешащих по делам горожан, открываются магазины и аптеки, возобновили работу администрация и коммунальные предприятия, за порядком следят вновь созданные патрули. Повсюду развернуты пункты выдачи гуманитарной помощи, которую доставляют из России.
День, когда завхоз Космачев вместе с помощником снял герб Украины со здания бердянской администрации, войдет в историю города. Трезубец аккуратно спускают на землю, после его отдадут в музей для хранения как символ минувшей эпохи.
Юрий Космачев: «Я не против Украины. Но политика Украины — фигня. Это точно. И я всегда был за то, чтобы Россия, Украина и Белоруссия были вместе».
За тем, как все меняется, наблюдают сотни людей. Одни делают фото на память, другие рассуждают о будущем. Местным так хочется, чтобы будущее это поскорей наступило и было обязательно мирным.
Местный житель: «Россияне — это наше освобождение, это наша свобода. А все остальные, которые здесь остались, хотят возврата. Но у них этого не получится. Прошло их время».
Их время прошло, настало время закона и новой полиции. Улицы города патрулируют недавно созданные подразделения. В Бердянске заново созданы уголовный розыск и следственное подразделение. Полицейские каждый день изымают оружие из подполья у так называемых представителей украинской территориальной обороны. Олег Сапрыкин первый в новой истории города начальник полиции. Он служил в Мариуполе.
Олег Сапрыкин, исполняющий обязанности начальник полиции УМВД Бердянска: «За это время изъяты 509 единиц огнестрельного оружия, автоматов, пистолетов, но и различные виды нарезного».
Оружие недавно изъяли и у двух бывших военных. Максим Прудло и Александр Рындин бежали из расположения войск украинской Нацгвардии. Они сами пришли в полицейский участок. Говорят, что были под Мариуполем, прятались в школе.
Максим Прудло: «Мы были сначала в школе, в блиндажах, окопах. В одной школе, потом в другой школе №57».
Полицейским еще предстоит проверить слова украинских военных. Они, конечно же, отрицают участие в боевых действиях. Впрочем, есть в их рассказе некоторые несостыковки.
Максим Прудло: «То есть позиции ваше были в жилом доме. Да, да. Нет. Не в жилом. Ну, люди в подвале сидели. Но там никого не было. Да, да. В квартире. Но там людей не было».
С приходом российских военных в Бердянск жизнь постепенно налаживается. В городе работают магазины, есть мобильная связь и электричество. На людей в форме здесь реагируют без испуга, даже мальчишки остановились, чтобы поговорить со спецназом.
В Бердянске размещают беженцев в основном из Мариуполя. Им передают гуманитарную помощь, врачи принимают женщин, детей, пенсионеров. К тому же накануне 9 Мая в Беряднске приводят в порядок памятники советским воинам. Сейчас на здании администрации Бердянска российский триколор. Для тех, кто живет в городе, это не просто государственный символ, это символ нового времени и перемен к лучшему.