Сейчас уже сложно представить, но было время, когда ареал влияния НАТО надо было искать на карте. В день основания, 4 апреля 1949 года, в состав альянса входили всего 12 стран.
Знаменитая речь Уинстона Черчилля в Фултоне длилась 15 минут 48 секунд. Столько потребовалось британскому политику, чтобы на долгие годы заложить мину замедленного действия в геополитику, а Великобритании, которая веками была колониальной империей, признать гегемонию США.
Убедить суверенные государства скидываться на общую оборону, когда поставки вооружения европейцам обеспечивают
Попытки повлиять на политику альянса, сегодня, предпринимает и Эммануэль Макрон. Его заявления суверенности Франции пока не прибавляют. Даже в контексте предвыборной кампании, которая сейчас идет в Пятой республике.
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Боевые действия вносят ясность и создают у наших границ и на нашей европейской земле достаточно серьезную угрозу, которая дает стратегическое прояснение для НАТО. Но я
Советский союз создал организацию Варшавского договора только в 1955 году. В отличие от доктрины НАТО, в которой были слова «противники», «ядерное оружие» и «угрозы», Варшавский договор был документом о дружбе и сотрудничестве. Страны, которые его подписали, были обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения.
Возможны ли новые альянсы и стратегии сдерживания? Изменения мирового порядка к этому ведут.
Ден Ковалик, американский журналист, преподаватель Питтсбургского университета: «Я думаю, что эти альянсы уже сформировались. Скорее всего, это не будет называться военным альянсом, страны объединятся во всех отношениях, также экономически и политически. БРИКС — это уже своего рода альянс. Я не думаю, что это будет новым Варшавским договором. Китай ясно дал понять, что будет на стороне России. Думаю, вместе с ними также Индия. То есть это уже около 30% населения планеты. А теперь еще Пакистан, который издавна враждовал с Индией, собирается тоже присоединиться».
НАТО для оборонного ведомства США — это дойная корова. Предприятия Штатов получают новые подряды, акции американских компаний, которые производят оружие, показывают рост. Как бы ни сопротивлялись союзники, им каждый год необходимо отчислять до 2% ВВП на содержание НАТО. Польские журналисты выяснили, что Варшава, размещая у себя американские войска, берет на себя также
Экономическая составляющая, когда гегемон постоянно заставляет платить за свою протекцию, похожа на классическую финансовую пирамиду, из которой никто не может выйти без ущерба себе. Ставки постоянно повышаются в интересах одной страны, в то время как государства Европы вынуждены вести свою внешнюю политику с постоянной оглядкой. Армию США сейчас практически невозможно отделить от сил НАТО. И вопросом, а нужно ли нам НАТО, сейчас задаются миллионы людей, причем не только в Европе.