Каждая новая неделя с начала российской военной операции на Украине теперь вмещает столько событий, что хватило бы на целый месяц, а то и два прежней некогда спокойной жизни. Несмотря на все разговоры о том, что в Стамбуле прошел самый результативный раунд российско-украинских переговоров, пушки так и не смолкли. Оказалось, что даже те шаги, которые были сделаны в направлении деэскалации конфликта, вовсе не означают немедленного и полного прекращения огня.
В районе центрального рынка Мариуполя посреди улицы стоит разбитый танк. Армия ДНР заявляет, что контролирует уже 90% территории города. Идут уличные бои, работает артиллерия. Буквально каждую секунду слышны разрывы снарядов. Снаряды в центр города летят из промышленной зоны. За разрушенными домами находится «Азовсталь». Территорию металлургического комбината
Местная жительница: «У меня полностью квартира разбита. У мамы инсульт на этой почве. Памперсов нет. Что мне делать? Лекарств нет. А вы говорите ехать. Нас бросили здесь умирать. Мы здесь умираем, никому мы не нужны».
Местный житель: «Здесь люди! Кошмар какой! Тела погибших мирных жителей брошены на лестничной площадке. Хоронить их некому».
Третья секция одной из жилых многоэтажек рухнула полностью. Остальные квартиры превратились в пепел.
Местная жительница: «Квартиры после прямого попадания снаряда выгорели полностью. И не после одного, здесь много было попаданий, дом горел весь, ничего не осталось».
Женщина, выбравшись из подвала в центре Мариуполя, узнала, что ее отец Сергей Женжеруха погиб.
Местная жительница: «Шла колонна танков, а он на балконе стоял. Выстрел, попали в дом. Все, мгновенная смерть».
Ее отца вместе с еще тремя погибшими жителями дома, расположенного на бульваре Шевченко, соседи похоронили прямо на газоне на месте воронки от прилетевшего снаряда.
Люди, вышедшие из подвала, чтобы подышать свежим воздухом, даже те, кто хотел бы покинуть осажденный город, просто не знают, где в Мариуполе находятся пункты сбора беженцев. До торгового центра, что на окраине города, где раздают гуманитарную помощь, несколько километров пути. Житель Мариуполя в качестве тележки использует холодильник.
Местный житель: «Тут на тебе, украинская армия защищала нас, в итоге защитила. Ни квартиры, ни машины, ни трусов. Зато мы честно защищали тебя и умерли героями».
Многие жители остаются в осажденном Мариуполе. Из грузовиков выдают гуманитарную помощь, работает полевая кухня, можно взять чай или кашу с тушенкой.
Работник полевой кухни: «Каша закончилась. Мы не можем, это нереально. Сколько стараемся, столько и кормим. У нас по 5 тысяч человек, всех не накормишь».
Людям выдают по коробке самых необходимых продуктов. Выдают один хлеб на один документ.
Местный житель: «Рассказывайте всем, чтобы это прекратилось. Полумиллионный город без газа, воды, света».
В подвале одной из девятиэтажек Мариуполя на 20 квадратных метрах живут больше 30 человек, в том числе младенец. Виктория Болотина родила Марию в том самом
Виктория Болотина, жительница Мариуполя: «Мы просто хотим, чтобы быстрее все закончилось. Мы хотим нормальной жизни. Пожалуйста, если не для нас, то для наших деток. Я не о такой жизни мечтала для малышки. Пожалуйста! Пожалуйста, закончите это все!»
Алексей Симахин