С приходом весны даже такой холодной, как нынешняя все больше работы появляется у наземных служб аэропортов. С юга возвращаются перелетные птицы и опасность для самолетов возрастает. Помешать пернатым даже приблизиться к взлетно-посадочной полосе призвана особая ястребиная служба.
Мария Орлова, орнитолог аэропорта Домодедово: «[Задача ястреба] — обозначить свою территорию для других здешних птиц, показать, что „я здесь живу, я охотник и, пожалуйста, приходите, я вас съем“. Но, естественно, другие птицы не хотят сюда приходить, так как здесь есть охотник, который может их съесть, и птенцов выводить они здесь тоже, конечно, не хотят».
Весна — пик высокого сезона. После зимовки в родные небеса возвращаются перелетные птицы.
Мария Орлова: «Прилетели грачи, прилетели утки. Кого мы еще ждем? Скворцов, но их тоже уже видели, в аэропорту их, правда, слава богу, еще нет. Стрижи — но они самые последние прилетят. Различные околоводные птицы: кулички, чибисы, травники».
На работу в аэропорт берут только ястребов, так как, например, соколы — птицы высокого полета и сами могут стать причиной авиакатастрофы. Обучение — целое искусство. Крылатые сотрудники службы безопасности должны не только отпугивать опасных сородичей, но и делать это под шум самолетов. Секреты подготовки специалисты не торопятся раскрывать.
Сергей Ярцев, сокольничий
В год в мире фиксируют более 5 тысяч столкновений самолетов с птицами. Самый известный случай последних лет — «чудо на кукурузном поле». 15 августа 2019 года самолет, следовавший из подмосковного Жуковского в Симферополь, сразу после взлета столкнулся с чайками и потерял оба двигателя. Трагедии удалось избежать, но этот случай еще раз показал важность охраны железных птиц от настоящих.