Верховный суд признал электросамокаты транспортным средством. Это решение теоретически могут еще оспорить, но на 99 процентов давнишний спор о том, как воспринимать электросамокаты на дороге, исчерпан. Это обусловлено и массовостью этих устройств, и числом аварий с их участием и, конечно, их техническими характеристиками: некоторые модели разгоняются под 100 километров в час.
Водитель иномарки, который при повороте не пропустил человека на самокате, очень надеялся на то, что суд признает его правоту. После падения потерпевший (он, кстати, был пьян, и это подтвердила экспертиза) скончался, а против водителя — Давита Чепечяна — завели уголовное дело. Владелец внедорожника дошел до Верховного суда, требуя, чтобы владельца самокат признали пешеходом, который в нарушение всех правил двигался по проезжей части.
Впрочем, Верховный суд в иске Чепечяну отказал. Что это значит с юридической точки зрения? Может показаться, что электросамокаты признаны полноценными механическими транспортными средствами, но на деле — ничего подобного, говорят юристы. В ГИБДД объясняют так: если мощность электросамоката меньше 250 ватт, то вы — пешеход; если больше — водитель мопеда со всеми вытекающими последствиями: потребуются права любой категории и соблюдение всех правил.
В эту правовую коллизию под названием «пешеход — не пешеход» угодила и Светлана Попова. В декабре ее на тротуаре на полном ходу сбил человек на арендованном самокате. С переломом лодыжки она час пролежала на асфальте, потому что виновник скрылся. Но полиция отказалась заниматься этим случаем: мол, это даже не ДТП.
А в Казани владельца самоката Дмитрия Котухова неожиданно лишили водительских прав с категорией легкового автомобиля. Суд однозначно посчитал, что Котухов сел пьяным за руль, хоть это и был руль самоката. Мужчину остановили инспекторы, составили протокол и даже увезли средство передвижения на штрафстоянку. Эксперты выяснили, что самокат у Котухова настолько мощный, что может быть приравнен к мопеду. А значит, и пьяным выезжать на нем точно нельзя. Всю защиту в суде адвокаты построили на попытках доказать, что их клиент — пешеход. Адвокат Котухова Андрей Семёнов говорит, что, по его личной статистике, в последние годы количество таких ДТП выросло в несколько раз. Говорит, что практика строится всегда