В регионах России в массовом порядке создают центры импортозамещения. Это специальные платформы, где предприятия могут размещать заявки на приобретение сырья и оборудования. Поставщики в свою очередь отслеживают эти запросы и предлагают компаниям свои услуги. Центры создали, чтобы помочь бизнесу развиваться в условиях санкционного давления Запада. Ожидается, что благодаря этой системе рынок наполнится товарами отечественного производства.
К новой экономической реальности пытается приспособиться российский малый бизнес. Даже владельцам клининговых компаний пришлось несладко. Они пользовались в основном зарубежной химией, а она подорожала более чем в два раза.
Сергей Савин, генеральный директор клининговой компании: «Вышли на связь два завода, один в Калуге, другой в Казани, которые предлагают разработать химию именно по нашим запросам и делать брендированные продукты. Я думаю, что мы поедем к ним, будем договариваться и производить нашу отечественную химию. Если совсем все закончится, будем, как в старые добрые времена, использовать „Белизну“».
Гончарные мастерские долгие годы жили в том числе за счет
В связи с новой экономической реальностью теперь ни того, ни другого в профессиональных магазинах не найти, поэтому гончары стали использовать отечественную глину, гжельскую. Она стала альтернативой донбасской и подходит для любительских
Мария Савельева, гончарный мастер: «Будем стараться все остальное производить сами. Будем надеяться, что максимальное количество российских производителей подключатся, потому что для них это тоже выгодно. Мы готовы покупать тоннами, нам бы только знать где».
Для этих целей в регионах создаются центры импортозамещения, куда можно обратиться как очно, так и онлайн. Их задача публиковать запросы на приобретение и производство необходимого сырья. В свою очередь российские поставщики отслеживают эти запросы и направляют свои предложения. Тем, кому не могут помочь российские поставщики, предлагают варианты из дружественной заграницы.
Екатерина Тулянкина,
Продавать за границу тоже стало сложнее, поэтому в российских регионах открываются центры поддержки экспорта. Там специалисты находят альтернативные рынки сбыта, где российская продукция будет востребована.
Наталья Проказова, генеральный директор экспортного агентства: «Мы сейчас активно прорабатываем Латинскую Америку, страны Ближнего Востока, страны Африки. Это заблуждение, что Россия является сырьевой страной и отправляет только нефть и газ. Компании уходят в открытие представительств в Армении, Азербайджане, Казахстане, чтобы дальше организовать финансовую логистику с наименьшими потерями».
К поддержке российского бизнеса подключились и в Госдуме.
Зураб Макиев, заместитель председателя комитета малому и среднему предпринимательству Госдумы РФ: «Кредитные каникулы и реструктуризация кредитов для субъектов МСП. Сюда попадает более 4 триллионов кредитов. Ограничение комиссий за эквайринг до 1% с 18 апреля по 31 августа. 340 миллиардов рублей льготными кредитами до 15% на оборотные нужды. 200 миллиардов пройдет через корпорацию МСП на инвестпроекты также под 15% годовых».
В новых условиях страдает и бизнес на бизнесе. Мотиваторы и тренеры долгое время зарабатывали на уроках и
Дмитрий Чешев, мотивационный спикер, коуч: «Зачастую наши первые решения, наши первые действия под эмоциями. Сегодня у нас эмоции не самые положительные. Самый действенный способ — эти эмоции пережить, просто не делать ничего, а уже потом, когда этот накал спал, действовать, чтобы было больше рациональности в наших действиях».
Как и в 2014 году, российский бизнес ждут испытания. Посыпать голову пеплом предприниматели не собираются. К тому же варианты выходы из сложившейся ситуации есть.