Гуманитарный кризис в Афганистане сегодня обсуждают на международной конференции под эгидой ООН. После ухода американского контингента из страны и заморозки активов Центробанка население оказалось на грани катастрофы. Больше 95% жителей страдают от нехватки еды и лекарств. Чтобы выжить, многие идут на самые отчаянные меры.
Афганистан, 2022 год XXI века. Люди просили не показывать их лица. То, о чем они рассказывают, запрещено исламом и афганскими законами, но это все равно происходит.
Гуам Рабани: «Хорошо, вы задаете мне вопрос, почему и как я продал свою почку. Потому что жизнь для меня была очень тяжелой и трудной, просто невыносимой. Я продал свою почку за 5 лаков, это 5 тысяч долларов, и уже потратил половину. Я вам так скажу: если
Таких сотни только в одной провинции. Еще полгода назад жизнь большинства людей хоть богатой и не была, но они хотя бы могли назвать ее нормальной.
Фрайдун: «При прошлом правительстве у меня была хорошая работа, которую я потерял, теперь я просто чернорабочий, в Афганистане нет работы».
В конце августа прошлого года последний американский самолет покинул Афганистан. Вместе с ним покинула страну и надежда, как уже тогда понимали многие афганцы. Но для Вашингтона так было надо, так было правильно.
Джо Байден, президент США: «Правда в том, что все стало развиваться гораздо быстрее, чем мы ожидали. Что произошло? Политические лидеры Афганистана сложили руки и сбежали из страны. Афганская армия развалилась, иногда даже не пытаясь сражаться. В любом случае, события последней недели подтвердили, что прекращение американского военного участия в Афганистане прямо сейчас было правильным решением».
Следующим правильным, с точки зрения Белого дома, решением стал указ Байдена о заморозке активов Центробанка Афганистана в 7 миллиардов долларов. Половину на словах обещают вернуть
Абдул Рахман, протестующий и активист гражданского общества: «Джо Байден решил, что замороженные активы Афганистана будут переданы жертвам 11 сентября. Мы протестуем и спрашиваем международное сообщество: почему Байден решает, что может потратить деньги афганского народа на жертв 9/11?»
Только вряд ли протестующих слышат те, кто до этого 20 лет поддерживал сбежавшее в итоге правительство и управлял экономикой страны, которая теперь оказалась на грани гуманитарной катастрофы.
Аиша: «Мой отец работает на овощном рынке. Он возит грузы на ручной тележке за
Доктор Мухаджир — руководитель отделения недоедания больницы в провинции Герат. В детских больницах Афганистана есть специальные отделения недоедания.
Мухаджир Рахман Исхак, педиатр, руководитель отдела недоедания: «Примерно 10 малышей в день поступают в госпиталь. Обращаются около 500 человек в день, которым нужно амбулаторное лечение. Препаратов недостаточно, электрического оборудования практически нет, хотя все равно генератор не тянет. Все, что мы можем, это отправлять пациентов в критическом состоянии в центральную больницу».
В попытке накормить детей, купить им хотя бы
Фрайдун: «Я поехал в Пакистан, чтобы продать свою почку и вылечить сына. Денег осталось немного. Я трачу их, чтобы свою хоть немного лучше».
Сколько таких людей? Никакой официальной информации попросту нет. Сами вынужденные доноры говорят о сотнях, которых они видели.
Фрайдун: «Когда я был в Герате, я спрашивал многих, они говорили: поезжайте в Пакистан, чтобы продать свою почку, там много клиник, которые купят. И там было очень много таких, как я, мужчин, женщин».
Пока 7 миллиардов долларов Афганистана под санкциями Соединенных Штатов, ООН пытается запросить у остальных своих членов хотя бы 4 миллиарда для помощи 28 миллионам.