Первый раз в послевоенной истории бомбили Европу солдаты НАТО, объясняя это лучшими побуждениями. Тогда, 23 года назад, НАТО решил поддержать Косово в идее независимости от Сербии. В реальности альянсу был там нужен аэродром с лучшей розой ветров в сторону России. И для этого НАТО изобрел термин «гуманитарная интервенция». Именно там, в Сербии, много ответов на сегодняшние вопросы, включая расширение НАТО любой ценой.
Операция НАТО под кодовым названием «Милосердный ангел» продолжалась 78 дней. По Югославии выпустили больше трех тысяч крылатых ракет, сбросили 80 тысяч бомб, в том числе кассетных и с обедненным ураном. Сколько мирных жителей погибло от ковровых бомбардировок, достоверно до сих пор неизвестно. В НАТО насчитали не больше пяти сотен. Сербские власти говорят минимум о двух с половиной тысячах погибших, среди которых около сотни детей.
К побочному ущербу отнесли уничтожение посольства Китая в центре Белграда. Там погибли три человека, 20 получили ранения. В Китае об этом ударе не забыли. Как и о том, что НАТО нарушило нормы международного права. Бомбардировки Югославии начались без санкции Совбеза ООН. Официальным поводом стало обострение конфликта между косовскими албанцами и сербами. США обвинили Белград в этнических чистках, в частности в казни 45 мирных жителей в албанской деревне Рачак. Позже международная группа экспертов подтвердит, что большинство из них были переодетыми в штатское боевиками со следами пороха на руках. То есть постановка. Но этого обвинения хватило для начала атаки на всю страну в центре Европы. Одним из самых ярых сторонников операции был нынешний президент США Джо Байден. О чем он не раз потом вспоминал и гордился.
Джо Байден, сенатор в 1999 году: «Почему, некоторые меня спросят, я был так беспощаден в отношении Сербии? Почему я столь настойчив в непредоставлении помощи народу Сербии? Потому что, пока они не заглянут в свои сердца, они никогда не смогут вылечить себя от болезненной веры в то, что они угнетены. И пока они придерживаются такого взгляда, этот цикл будет продолжаться».
Продолжая без разбора наносить удары, силы альянса не жалели и тех, кого они на словах так хотели защитить. В результате удара по албанской деревне Кориша погибли около 100 человек. Столицу Косово Приштину за время операции по защите ее же населения просто сравняли с землей. Под огонь «гуманитарных бомбардировок» попали и несколько колонн албанских беженцев. Погибли более трехсот человек.
За все эти преступления Югославский окружной суд заочно приговорил идеологов НАТО к 20 годам лишения свободы. Приговор был вынесен в 2000 году, незадолго до свержения Милошевича. Горан Петрониевич возглавлял тогда коллегию судей и лично подписывал текст документа. Но после смены власти Верховный суд отменил приговор под жестким давлением Запада.
Горан Петрониевич, адвокат: «Этот приговор остался лишь на бумаге. Это были президенты, премьеры и военные министры стран — участниц НАТО, главнокомандующий НАТО и Хавьер Солана как политический комиссар этой организации. Эти 14 человек здесь объявлены ответственными за все, что произошло, за преступления против гражданского населения, за злоупотребление запрещенными видами боеприпасов, как, например, боеприпасы, содержащие уран».
Уже доказано — силы альянса сбросили на территорию Югославии 15 тонн обедненного урана . По сути в центре Европы устроили вторую Хиросиму. Драгон Миленкович — ветеран боевых действий в Косово. У него, как и многих других его сослуживцев, выявили целый набор онкологических заболеваний. Официальная статистика подтверждает — Сербия сегодня находится на первом месте в Европе по количеству умерших от рака. Сербские медики ежегодно выявляют до 60 тысяч новых онкобольных. Это почти каждый десятый житель страны. И эти показатели растут. Но больше всего врачей беспокоит рост детской заболеваемости.
Период полураспада урана — 4 с половиной миллиарда лет. Урановую пыль разнесло на тысячи километров — пострадала не только Сербия, а все Балканы. Но в НАТО
Александр Вучич, президент Сербии «Вы хотите, чтобы мы каждый год после этого преклоняли перед вами колени и извинялись за то, что били нас и наших детей. Мы не будем преклонять колени, мы хотим сохранить память о жертвах, мы никогда не забудем, что вы сделали с нашей маленькой страной и нашим великим народом».