Столица России могла бы быть совсем другой, если бы все градостроительные планы в отношении нее стали реальностью. Москвичи добирались бы до Санкт-Петербурга по скоростной ледовой трассе, жили в парящих домах-коммунах , а вокруг мегаполиса было бы еще одно кольцо речное. Об этих проектах можно узнать на выставке «Москва: проектирование будущего», которая будет работать в городе до середины мая.
Известная кондитерская фабрика в начале XX века выпустила ряд открыток с видами Москвы будущего.
Андрей Клюев, руководитель городского экскурсионного бюро Музея Москвы: «„Художник представил, что зимой спустя три века все шоссе от Москвы до Петербурга будут заливать льдом, и люди будут перемещаться между городами на скоростных аэросанях“.
Открытки, конечно, были не проектом, а всего лишь предположением. В отличие от художников архитекторы всерьез рассчитывали на реализацию своих идей, пусть и в далеком будущем. Архитектор Георгий Крутиков в начале XX века имел свое виденье прекрасной Москвы будущего. Город в его представлении разделяется на две части — жилую верхнюю и промышленную нижнюю.
Андрей Клюев: Город [в проекте Крутикова] состоит из башен, каждая из этих башен делится на такие жилые модули, каюты, капсулы, в которых, собственно, и живут обитатели города. А на внешней части они все соединяются единым кольцом, в котором бы располагались столовые, прачечные, вся необходимая социальная инфраструктура для жителей».
В
Генеральный план 1935 года предполагал точечную застройку Москвы. На Красной площади, на месте ГУМа, предполагалось построить огромное здание в виде буквы «М».
Андрей Клюев: «Здание не только устремляется на 100 метров с лишним вверх, оно еще и уходит как бы под землю, то есть оно должно было стоять в специальном котловане, и многие этажи должны были оказаться ниже уровня земли на Красной площади».
Огромное здание все равно терялось бы на фоне другого грандиозного проекта — пожалуй, самого известного из нереализованных. Главным зданием Москвы, да и всего Советского Союза, согласно генеральному плану 1935 года должен был стать Дворец Советов. Его планировалось построить на Пречистенской набережной на месте храма Христа спасителя. Грандиозную конструкцию высотой 415 метров должна была венчать статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Для строительства подготовили площадку — взорвали храм Христа Спасителя, но построить на развалинах религиозного храма атеистический не успели. Воплотить задуманное помешала Великая Отечественная война.
Также нереализованным остался проект многочисленных каналов.
Андрей Клюев: «Например, кольцевой канал, который предполагался вокруг Москвы, протяженностью около 60 километров, который должен был окружить город со всех сторон и служить не столько транспортной артерией, сколько такой зоной отдыха с водой, зеленью вокруг и так далее».
ВДНХ (в прошлом ВСХВ, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) могла подарить городу новый символ. В Москве могла бы быть своя Эйфелева башня, точнее башня Олтаржевского. Проект в
Облик современной Москвы складывался столетиями. Здесь смешались эпохи, направления, стили. Это сочетание и создает особый шарм, который притягивает миллионы людей.