Российские фармацевты отмечают повышенный спрос на лекарства в последние дни. Средний чек в аптеках вырос в пять раз. В Министерстве здравоохранения успокаивают: дефицита поставок жизненно важных препаратов нет, и скачков цен не предвидится. Почему иногда все-таки полки в аптеках становятся полупустыми?
Полупустые полки аптек, клиенты в поиске. Большинство тех, кто ищет препараты от хронических заболеваний, слышат от фармацевта неприятное: «Приходите завтра, может, повезет». Однако фармацевт Виктория признается: не факт, что завтра появится то, чего нет сегодня.
В российской ассоциации аптечных сетей признаются: к такому спросу никогда готовы не были. Средний чек в аптеках за последние дни вырос в пять раз. Запаса в аптеках не было, а спрос появился внезапно. Напуганные ситуацией люди с хроническими и не только заболеваниями решили все как один подстраховаться.
Виктория Ишчанова, фармацевт: «Народ брал впрок, брали даже препараты другой дозировки. Берут дозировку даже в четыре раза больше, говорят, будем делить на четыре части. Таблетки, которые покрыты оболочкой, нельзя делить».
Но подстраховаться успели далеко не все. Особенно ощутима теперь нехватка препаратов для щитовидной железы. Почему не хватило — отвечает гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей.
Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей: «Вчера специально разговаривал с главой представительства компании, у компании есть график поставок, и он многие годы не менялся. Тот объем, который был поставлен, был просто выкуплен».
По заявлению производителя, новую партию препаратов уже отправили, но в нынешних обстоятельствах идти она будет дольше обычного.
Зрители НТВ не раз помогали подопечным фонда «Дом с маяком» собрать деньги на такие нужные им лекарства. Пока фонд успевает за рынком. Но здесь точно пригодится каждая закупленная таблетка.
Лида Мониава, учредитель фонда «Дом с маяком»: «На сегодня в „Доме с маяком“ задача — обеспечить наших пациентов на
Запас хоть и небольшой — это хорошо, но взрослые дяди и тети из разных отраслей и на больших постах должны будут решить проблемы перевозки, чтобы подопечные фонда чувствовали себя хоть немного лучше.
Лида Мониава: «Мы столкнулись с тем, что ряд препаратов сейчас недоступны к заказу, это происходит
Причем проблемы с поставками некоторых особых лекарств возникли еще до обострения экономической войны. В минздраве Челябинской области НТВ рассказали: производители не дают информацию, что прекращают поставки, но задержки видят уже давно.
Татьяна Ганенко, начальник управления лекарственным обеспечением Министерства здравоохранения Челябинской области: «Депакин — это Франция, лекарственный препарат начиная с начала прошлого года не играет в аукционах, те остатки, которые были закуплены, разошлись».
От лекарств зависит жизнь Вани. У него букет хронических заболеваний, инвалидность. Перенес несколько операций, другие только впереди. Ему очень нужен особый препарат от эпилепсии. Отечественный аналог мальчик переносит тяжело, того, к которому привык, нет. В министерстве арантировали, что препарат привезут из Магнитогорска специально для Вани — пока месячный запас. Как дальше — ответить обещали на этой неделе. Заместить это редкое лекарство не факт что получится, с более распространенными гораздо проще.
Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей: «Основные субстанции производятся Китаем и Индией. Будьте спокойны».
Успокаивают и российские производители. Например, системообразующее предприятие «Вертекс» уже 20 лет занимается импортзамещением, с этого начинали.
Георгий Побелянский, генеральный директор фармацевтической компании «Вертекс»: «У компании свыше двухсот позиций дженерических препаратов, основные области применения — кардиология, неврология, дерматология, гинекология и другие. Дженерики — 70 процентов».
Наиболее подвержены риску препараты из перечня жизненно необходимых. Цены на них регулирует государство, и производители не могут поднять ее выше предельного значения. Так как выросла себестоимость таких лекарств, их производство может стать нерентабельным. Но этот вопрос рабочий и видится решаемым. В компании «Вертекс» уверены, что справятся. В конце концов смогли же здесь в период пандемии в пять раз увеличить производство антибиотиков. Многое смогут заменить и теперь, как и их коллеги.