Владимир Путин объявил, что экономический блицкриг против России провалился, но попытки давления будут усилены, поэтому форсированное импортозамещение в таких условиях одна из важнейших мер. Тренд для отечественной промышленности уже привычный, но насколько импортозамещенной она оказалась к моменту начала экономической войны?
Производители специальной техники уверяют, что готовились серьезно, но успели пока не всё.
Денис Давыдов, заместитель генерального директора компании по производству
На машиностроительном заводе в Тверской области доля российских комплектующих — от 55 до 98 процентов. При этом одинаковые модели на соседних конвейерах этот процент могут иметь разный. Еще до кризиса здесь научились делать телескопические погрузчики и заняли 3% российского рынка. Так же с нуля теперь замещают комплектующие.
Директор ведущего производителя прицепной техники в России уверяет: несмотря ни на что, с 2014 года его объемы выросли в девять раз.
Денис Кривцов, генеральный директор машиностроительного завода: «Схема расположения осей уникальна, мы ее придумали. Позволяет возить больше по российскому законодательству. Немцы у нас копируют».
Санкции ни при чем, их на такую технику просто не было. Помог запрет ввоза б/у прицепов, программы стимулирования спроса и разработки новой техники.
Денис Кривцов: «Металл весь российский, хотя раньше было много шведского. Мы от этого успели уйти. Те, кто применяет шведский, у них большие проблемы».
Но свой металл хотя бы есть, а
Воронежский завод производит все, что нужно для сохранения зерна: сушилки, транспортеры, емкости для хранения — то, что действительно нужно отрасли. В Воронеже делают 30% оборудования для хранения зерна. Как и другим производителям сельхозтехники, помогли антисанкционные меры поддержки импортозамещения. Например, закон о субсидировании аграриев, которые приобретают отечественную технику.
Председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле уверяет, что производство сельхозтехники — направление из наиболее инмпортозащищенных. Но даже его предстоит сделать еще более независимым.
Роман Карпенко, гендиректор завода по производству машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства: «Наше оборудование имеет комплектующие из Европы, их доля — не больше 10%. Есть электронные компоненты — контроллеры Siemens, аналоги которым пока не нашли, но работаем в этом направлении, надеюсь, получится».
И надежды здесь — в основном на новых партнеров, с которыми еще предстоит договориться.