Владимир Зеленский на конференции в Мюнхене пригрозил, что Украина откажется от статуса безъядерного государства. Это уже не первая попытка «ядерного шантажа» со стороны украинских властей.
Владимир Зеленский, прибыв в Мюнхен на конференцию по безопасности, потребовал честно ответить на вопросы о перспективах членства Украины в Евросоюзе и НАТО. Кроме того, украинский президент подчеркнул, что настаивает на санкциях против России уже сейчас, а не после «начала бомбардировки». Но главное, Зеленский заявил, что Украина готова выйти из Будапештского меморандума, который закрепляет отказ страны от ядерного оружия.
Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в 1994 году. Взамен Россия, США и Великобритания пообещали уважать ее границы и независимость. Однако в последние годы Киев неоднократно заявлял о желании выйти из соглашения. Все началось еще задолго до Крыма, еще при президенте Ющенко. В 2016 году выйти из соглашения призывал Порошенко. Тогда же в Киеве договорились до того, что ядерное разоружение — это вообще историческая ошибка Украины.
Зеленский в рамках своей предвыборной агитации обращался к Будапештскому меморандуму. О нем он вспомнил и во время своей первой речи с трибуны Генеральной ассамблеи ООН.
В 1991 году Украина унаследовала от СССР 176 межконтинентальных баллистических и более 2500 тактических ракет. Таким образом, Украина стала третьей в мире ядерной державой, уступая лишь США и России. В 1994 году ядерный потенциал был передан России, но до сих пор на территории Украины работают предприятия, такие как «Южмаш», которые производили баллистические ракеты. И сейчас у страны достаточно возможностей, чтобы восстановить производство. По мнению экспертов, такой шаг может серьезно подорвать международную систему безопасности.
На Украине никогда не было комплексов по обогащению урановой руды, поэтому ядерное оружие без посторонней помощи Киев создать не сможет. Но один из депутатов фракции «Слуга народа» в Верховной раде уже высказал мнение, что, если бы Украина сохранила ядерное оружие, она бы могла «шантажировать весь мир».