В феврале исполнилось 185 лет с того дня, когда «закатилось солнце русской поэзии», как писали в то время в газетах. К этой дате в Государственном музее имени Пушкина приурочили выставку, которую здесь называют самой масштабной и важной в этом году.
Портрет лицейского товарища барона Антона Дельвига. Еще несколько шагов — и вот уже профиль Константина Данзаса, секунданта на той роковой дуэли, и совсем рядом — декабриста Ивана Пущина. Вообще организаторы выставки не хотели размещать экспонаты в привычном хронологическом порядке. Не нужно искать и детальное описание биографии поэта. Вместо этого — череда, казалось бы, разрозненных картин. Но, на самом деле, их объединяет одна общая идея. Выставочный проект «друзья Пушкина» посвятили самым близким людям, которые в разные годы были рядом с поэтом. И этот проект позволяет
Но кого считать настоящими друзьями, а не просто знакомыми, которых явно было немало среди участников светских раутов или соратников по литературным кругам? Это и есть главный вопрос для организаторов экспозиции. Первый раздел выставки посвятили ссылке Пушкина в родовое имение Михайловское, куда часто приезжали те, для кого день открытия царскосельского лицея 19 октября 1811 года на всю жизнь стал одной из самых памятных дат. Рядом портреты родных: горячо любимого брата Лёвушки, мамы Надежды Осиповны и дяди Василия Львовича — тоже поэта, которого сам Пушкин считал «парнасским отцом». Ну, и конечно, близкого друга — издателя Петра Плетнёва.
Главным связующим элементом всей экспозиции выбрали стол, который символизирует не только семейные застолья, но и гостеприимство. Поэт любил собирать у себя друзей, которые часто обсуждали новости и литературные течения, спорили о политике с будущими участниками восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге или просто играли в карты и упражнялись в мастерстве написания колких эпиграмм. Еще одна не менее важная деталь — это зеркала, в которых отражаются портреты современников поэта и сами посетители.
Завершает экспозицию о друзьях поэта образ «студенческой кельи» в том самом лицее, где Пушкина «благословил» на одном из экзаменов Державин и где юный Саша так любил писать на полях своих учебников рифмованные строки или просто рисовал и не мечтал о дипломатической карьере, в отличие, например, от своего одноклассника, будущего министра иностранных дел князя Александра Горчакова.
Благодаря живописным акварелям и гравюрам можно представить, как выглядели города, в которые приехал Пушкин после выпуска. Например, набережная рядом с московским Кремлем в первой половине XIX века. Атмосферу эпохи передают также редкие рукописи тех времен и предметы, которые принадлежали друзьям поэта.
Эта выставка открывает возможность каждому посетителю найти свой ответ на вопрос, кто же из близких Пушкина больше всего повлиял на поэта, о жизни которого, как привыкли считать историки и биографы, известно практически все.