Непогода испытывает на прочность самый западный регион России. Калининградскую область накрыл очередной шторм. Циклоны сменяют друг друга уже полтора месяца. Экономический ущерб исчисляется сотнями миллионов рублей.
Когда море всего за полтора месяца волнуется не раз, не два, а уже 6 или почти 7 раз, калининградцы не понимают, кто к ним опять без спроса в гости. «Вера» (название циклона) вроде грозилась, да прошла мимо, а вот «Иления» закатила шумную вечеринку. Все, что способно падать, кататься и летать, — привязать, у рекламных щитов и деревьев машины не парковать, со светофорами и дорожными знаками рядом не стоять. Правила безопасности во время зимних штормов отработаны годами тренировок. Но вот в теории больших чисел, точнее, сумм ущерба от разгула стихии, они уже не работают.
По некоторым подсчетам, в результате зимних штормов Калининградская область уступила морю около 15 гектаров побережья. Не устояли сотни, может, и тысяча деревьев, причем даже гиганты, один из которых не повалило или сломало ветром, волны подмыли его корни, буквально вымыли дерево из дюны, на которой оно стояло десятки, а, может, и сотню лет.
Ветреные барышни, а в четные годы у циклонов из северной Атлантики женские имена, этой зимой произвели неизгладимое впечатление на Калининградскую область и разнесли популярный дикий пляж в поселке Куликово, почти парализовали движение у въезда на знаменитую Куршскую косу, размыв участок защитной авандюны и затопив дорогу.
В Балтийске шторм лихо поигрался с
Однако ученые ничего беспрецедентного в случившемся не видят. Просто циклоны «Эльза», «Герхильд», «Мари» и «Надя» сменяли друг друга, не давали побережью отдохнуть от их стихийных девичников. Но все же одна неутешительная тенденция заметна. В Калининградскую область все чаще наведываются штормы северного направления, а именно они на подходе к региону успевают набрать наибольшую силу.
Николай Белов, доцент Балтийского федерального университета им. И. Канта, кандидат географических наук: «В принципе, программа берегозащиты и береговосстановления есть. Мероприятия реализуются, но есть представление, что это быстро. На самом деле, это дорого и небыстро».
Участки, как тот же самый поселок Куликово, — это дополнительное задание правительству региона. Надо отвечать на вызовы времени, то есть место, бывшее диким, надо, соответственно, приводить в порядок. 500 миллионов рублей — лишь предварительная оценка ущерба от прошедших в регионе штормов этой зимы.
Чтобы сократить бюрократические процедуры и быстрее выделить средства на проведение неотложных работ, в прибрежных районах даже ввели режим ЧС. В ближайшие 2 года на защиту и восстановление береговой линии потратят 6 миллиардов рублей.
Сергей Черномаз, министр строительства и ЖКХ Калининградской области: «Нужно давать не только природе возможность защитить себя, но и помогать природе защитить себя проведением специальных мероприятий. Запад Зеленоградска — явный тому пример. Выполнили гидротехнический сооружения, укрепили берег, защитили от волнового воздействия. Волна отбивалась от гидротехнического сооружения, не давая размывать дюну».
Кто рад очередному шторму в Калининградской области, так это местные серферы. В хорошем гидрокостюме и ледяные волны — огонь. В таком же облачении в пучину идут и ловцы янтаря. Бурлящее море в непогоду поднимает со дна и несет к берегу много янтаря.
Если у кого получится так заработать 240 евро, можно выбрать мужское имя одному из циклонов 2023 года. Такую услугу оказывает Свободный университет Берлина, уже 15 лет продающий право давать названия европейским атмосферным вихрям.