В начале этой недели президент Франции Эммануэль Макрон приезжал в Москву на переговоры с Владимиром Путиным. Для Макрона это явно визит не только про гарантии безопасности, у него на кону вся политическая карьера. Или он сможет объявить себя тем, кто договорился с Путиным, или нет. Перед прилетом в Москву французский лидер переговорил и с Байденом, и с Шольцем, и с Джонсоном, и он явно ставит на особые отношения с Путиным. Поэтому написал в своем Twitter: «Давайте начнем выстраивать ответ, необходимый России и всей Европе, и сделаем это вместе».
После переговоров Макрон комментирует: «Напряжение я ощущал, но мы смогли обсудить важное, я привез ему новаторские предложения». За слово «новаторские» хватаются все, с выводом — значит, есть что обсуждать, несмотря на слова Путина, что России так и не ответили по принципиальным вопросам: нерасширению НАТО на восток и неразмещению ударных систем у наших границ. Да, Путин будет готовить ответ на ответ. И явно будет вести переговоры дальше. По словам Макрона, Франция и Россия понимают, что нет альтернативы Минским соглашениям. Говорит, что поедет в Киев и объяснит им. Реакция Путина: «Давайте потом еще раз поговорим, нам тоже хочется понимать, что у них в голове».
Владимир Путин, президент России: «В Киеве то говорят, что будут соблюдать, то говорят, что это разрушит их страну. Действующий президент недавно заявил, что ему ни один пункт не нравится из этих Минских соглашений. Нравится, не нравится — терпи, моя красавица. Надо исполнять.
Зеленский не реагирует на песочницу, но реагирует на детский стишок: «Мы красавица, но не ваша, и так долго терпим». Путин на встрече с Токаевым, где обсуждают итоги миротворческой операции ОДКБ, возвращается к шутке.
Владимир Путин: «Это не имело никакого личного измерения, должен прямо сказать. Вопрос только в том, что когда мы от главы государства слышим такие комментарии, что
Макрон обсуждал с Путиным и
Все прекрасно понимают, что в этой предвыборной гонке Макрон ярко не выглядит, сколько бы он ни заявлял, что будет оставаться президентом и принимать решения до последнего дня. Ему в спину очень плотно дышат и националистка Марин Ле Пен, и популист Эрик Земмур, который уже объявил, что после победы обещает выплату в 10 тысяч евро за каждого новорожденного француза. Ле Пен достает свой козырь, заявляет, что выведет Францию из НАТО и заключит с русскими стратегическое соглашение. Но главный козырь — у Валери Пекресс, побывавшей в детстве в «Артеке».
Валери Пекресс, кандидат в президенты Франции от партии «Республиканцы»: «Я хочу сказать гордому русскому народу, что мы должны вместе строить мир в Европе. И начать войну с Украиной было бы ужасной ошибкой».
И вот тут Макрон, который так любит вспоминать Де Голля, должен вспомнить главное. Именно генерал Де Голль, один из идеологов создания Европейского союза, до последнего сопротивлялся тезису о том, что именно американцы должны быть гарантами евроатлантической безопасности. Его позиция была проста: евроатлантическая безопасность будет единой и неделимой, если туда будет включена Россия, и это будет единая хорошо работающая, отлаженная машина от Лиссабона до Владивостока, где безопасно будет всем.
Европейцы не могут не ощущать, что их оттирают от решения вопросов по поводу их же безопасности. И когда Байден говорит, что должен посоветоваться с партнерами по ЕС, союзниками по НАТО, это скорее выглядит как фигура речи.
Петер Сийярто, министр иностранных дел Венгрии: «Мы призываем, просим Российскую Федерацию и наших западных союзников — большие страны, сильные страны — не терять надежды на мирное урегулирование. Для нас, довольно небольших центральноевропейских стран, это может быть крайне опасно, если дойдет до насилия. Так что давайте избегать худшего сценария любыми способами».
Каждая переброска натовских войск поближе к российским границам — это повышение градуса. И повысить градус очень легко, а привести все в норму может быть значительно сложнее.