Охрану российского посольства в Японии сегодня пришлось усилить. К таким мерам приходится прибегать каждый год 7 февраля. В этот день местные националисты и политики отмечают так называемый День «северных территорий» и проводят акции вблизи российского диппредставительства. Наряду публичными акциями Япония ведет скрытую борьбу с Россией. Съемочная группа НТВ отправилась на Курилы и выяснила, что японские спецслужбы регулярно пытаются завербовать высокопоставленных чиновников и рядовых жителей островов.
Оперативная съемка российских спецслужб: за столиком в ресторане Владивостока — двое мужчин. Иинума Кэнити — аккредитованный в России журналист японского информационного агентства «Киодо Цусин». Его собеседник — российский военный эксперт.
Однако журналист — совсем не тот, за кого себя выдает. Иинума, как считают в ФСБ, работает по заданию японской разведки. Сразу после встречи с осведомителем его задерживают.
В документах, которые получил журналист, — информация об укреплении обороноспособности на Южных Курилах. Конкретно — сведения о численности воинских формирований и местах дислокации на островах ракетных комплексов «Бал» и «Бастион». Секретные сведения должны были попасть в руки его кураторам. По возвращении из России репортер отчитывался куда следует.
Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока: «В Охотском море базируются наши подводные ракетоносцы, на которых размещены межконинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Это не секрет. И они обеспечивают в значительной мере нам стратегический баланс сил в отношении Соединенных Штатов. Если эти острова отдать, то вход в Охотское море будет доступен и японским кораблям, и американским кораблям».
В последнее время Япония все активнее разворачивает пропагандистскую кампанию за возврат Южных Курил. Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды (куда входят Шикотан и еще 10 небольших островов) — богаты морскими биоресурсами, а также имеют важное геополитическое значение. Внедряя своих агентов, иностранная разведка пытается найти доказательства того, что российские власти не заботятся о жителях региона. В этих целях используют и канал безвизового обмена.
Эмико Адати — переводчица и давняя участница таких «упрощенных поездок» — получает от своего осведомителя на острове Шикотан закрытые материалы о развитии островов. Подданную Японии взяли с поличным. В ходе досмотра личных вещей нашли несколько буханок хлеба. С цифровыми носителями внутри.
Наиболее активно сбор информации по южным Курилам осуществляет Хоккайдское бюро разведывательного управления общественной безопасности минюста Японии, расположенное городе Саппоро.
Сергей Прокопенко, социолог: «Там поднимает голову реваншизм. Территориальный вопрос идет на руку именно реваншистам, а не тем людям, которые заинтересованы в развитии добрососедских отношений между нашими странами».
Объектами японской пропаганды чаще всего становятся жители Кунашира. Алексей Игнатьев публично признался, что собирал сведения по заданию иностранных спецслужб.
Алексей Игнатьев: «Они представились как Юя Судзуки и Ямада Макото и в начале показывали себя как исследователи, как ученые. Просили предоставить данные о строительстве общежитий военных в Лагунном, о наличии ракетных комплексов „Бал“».
Кураторы Игнатьева, как вычислили оперативники ФСБ, офицеры того самого разведцентра. На каждого у наших силовиков есть досье. Настоящее имя Ямада Макото — Одзава Сатоси, Юя Судзуки на самом деле — Минами Такахико. Таким образом, японские спецслужбы ведут закулисную подрывную деятельность, которая ставит под сомнение искренность заверений руководства Японии о готовности развивать добрососедские отношения с Россией.
Жители островов уже давно не чувствуют себя оторванными от основной России. А в
Добраться с большой земли до островов можно самолетом или теплоходом. «Игорь Фархутдинов» — пассажирское судно усиленного ледового класса — курсирует шесть раз в месяц.
Россиянина, который оступился, сразу записывать в предатели Родины не стали. На первый раз ограничились предостережением. Разоблаченных шпионов выдворили на родину. А в