Зима это не только праздники, гулянья и санки с лыжами, но и скольжения, падения и вывихи с переломами. Обледеневшие тротуары не покинут нас в обозримом будущем, поэтому инженеры, в том числе российские, работают над тем, как сделать обувь менее скользкой, и предлагают несколько интересных идей на эту тему.
Иногда падение на скользкой дороге дает импульс воображению. Так случилось со
Илья Башарин, студент Вятского государственного Университета, автор рецепта антискользящего спрея: «По сравнению с необработанным участком резины показатель почти в 8 раз лучше. Наше средство принципиально разработано, как мы считаем, для
Как объясняет создатель, суть спрея — в наличии абразивов, твердых частиц. Их фактически надо просто приклеить к подошве, и она станет шершавой.
Почему вообще ноги скользят на льду? Как установили ученые, виновато особое состояние воды — тонкая пленка, которая образуется на ледяной поверхности под действием силы трения. В 2019 году исследователи из Парижского университета наук впервые изучили свойства этой пленки. Оказалось, что она в тысячи раз тоньше человеческого волоса, а по вязкости не уступает нефти. То есть это идеальная смазка, благодаря которой возможны многие зимние виды спорта, к примеру, кёрлинг. Согласно правилам, нужно послать гладкий гранитный камень точно в круг. На игроках, чтобы все регулировать, особая обувь — один ботинок с тефлоновым слайдером, он скользит и не дает скорости падать. Вторым, наоборот, можно тормозить за счет губчатой резиновой насадки.
Испытатель Маша Горецкая сыграла в необычный керлинг и проверила, смогут ли средства, которые советуют в Интернете, сделать так, чтобы обувь тормозила. На профессиональном слайдере Маша проехала центр и остановилась в голубом круге. Это исходный результат. Если советы из Сети сработают, Маша до первого камня не доедет. Экспериментировать попробовали с клеем, носками и паяльником. Следуя народному рецепту, можно выжечь на подошве обычных кроссовок противоскользящие «канавки» (лучше не делать этого дома, в закрытом помещении). На другой обуви сделали бугорки из клея. На третью пару надели хлопковые носки. Говорят, они неплохо справляются со скольжением. Кроссовки с чистой подошвой оказались не такими скользкими, как слайдер — Маша доехала до центра. Клей практически не сработал. Обработка паяльником тоже не помогла — подошва осталась скользкой. Лучше всего себя показали носки.
Но нет ли
Вика Епифанцева, продюсер: «Ты ожидаешь, что можешь лазить по горам и ходить в походы, а на деле ты на ровном месте можешь поскользнуться и упасть, очнуться — гипс».
Химик Максим Короткевич иногда делает экспертизу обуви даже для судебных разбирательств. Говорит, что каждую зиму жалоб бывает много, причем дороговизна ничего не гарантирует. Осмотрев ботинки Вики, Максим пришел к выводу, что подошва слишком жесткая. Чтобы не скользить, она должна содержать резину помягче или термоэластопласт.
Максим Короткевич,
Может быть, спасет как раз инновационный кировский спрей? Его сравнили и рекомендуемым в Интернете обычным лаком для волос. Гололедицу сымитировали на катке. Чистую сухую подошву обработали спреем и оставили на 30 минут. Разработка покрыла резину белым налетом, а руки — липкой пленкой. Кроме того, баллончик начал брызгать, разъедая этикетку. Средство, похоже, едкое.
Подошва, обработанная лаком, как будто вовсе не изменилась. Ботинок с нанесенным спреем притормаживает левую ногу, а вот лак для волос потрачен впустую — правая половина скользит. Впрочем, через пару минут активного катания перестает работать и инновационный спрей. Белый налет стерся, а вместе с ним пропал и эффект. Разработчики, правда, и не обещали вечной стойкости, одного нанесения должно хватать на 2,5 километра, то есть примерно на 30 минут ходьбы.
Проверили и более долговечные средства против скольжения. Хоккеисты из «Академии Спартак» согласились протестировать ледоходы. Ребята поделились на две команды, чтобы устроить ледовую эстафету. Красные отвечают за ледоходы. Белые — за народные средства, среди которых лейкопластырь, так называемая профилактика из мастерской (тонкая ребристая резинка с липким слоем) и приклеенный кусочек наждачной бумаги.
Игроки в красной форме в ледоходах вырвались вперед. Игрок в белом потерял насадку из наждачки и упал на повороте. Отклеился лейкопластырь, не справлялась и профилактика. Несмотря на потерю одного ледохода, у команды красных явное преимущество — передвигаться с шипами удобнее. А как покажут себя ледоходы в более привычных условиях?
Большой любитель подледной рыбалки Мантас Моцкус протестировал так называемые ледоходы. Помогут ли накладки с шипами преодолеть, например, крутой спуск в резиновых сапогах?
Мантас Моцкус, рыбак: «Один из недостатков этой обуви — она скользкая на морозе, а сейчас я топаю абсолютно спокойно».
Ледоходы Мантасу приглянулись. Он даже задумался об их покупке в свой рыбацкий комплект. Для городских условий это не лучший вариант. Металлические колючки могут цепляться за асфальт, цокать, повреждать покрытия, ржаветь. Иногда можно воспользоваться ботинками с откидными шипами.
Впрочем, наиболее универсальный вариант, наверное, это