Главной мировой новостью сегодня стала реакция на голосование Совбеза ООН по проекту резолюции по Сирии.
Россия и Китай воспользовались правом вето и отвергли документ, который, по мнению Москвы, неадекватно отражал сложившуюся ситуацию. Это вызвало крайне бурный отклик в мировом сообществе — от резкой критики до благодарности. Евгений Зубков выслушал мнения. Репортаж НТВ.
Момент истины настал, когда попросили поднять руки тех, кто выступает за марокканский проект резолюции по Сирии. 13 высказались «за», двое — «против». Вроде бы перевес на стороне первых, но в Совете безопасности даже один голос может оказаться весомее всех остальных, если речь идет о постоянных членах. Россия и Китай как раз таковыми являются и, соответственно, обладают правом вето. А двойное вето в Совбезе — событие довольно редкое.
Впрочем, в этот раз итог прогнозировали заранее. Москва на протяжении нескольких дней давала понять, что сирийская резолюция в ее нынешнем виде неприемлема.
Виталий Чуркин, постоянный представитель России при ООН: «Решение Совета безопасности должно было быть только таким, в том числе и потому, что некоторые влиятельные члены международного сообщества, в том числе и сидящие за этим столом, с самого начала сирийского кризиса подрывали возможность политического урегулирования, призывая к смене режима, натравливая оппозиционеров на власть, не гнушаясь провоцированием и подпитыванием вооруженных методов борьбы».
Посол Марокко, чей документ забраковали, выразил глубокое сожаление, а западные страны оказались, мягко говоря, разочарованы. Вернее, сказать «разочарованы» — это ничего не сказать. Они в шоке, раздражены и не скупятся критику.
Марк Лайалл Грант, постпред Великобритании в ООН: «Некоторые члены Совбеза утверждали, что резолюция санкционирует смену режима, хотя это не так. Ради консенсуса мы изменили формулировки, но те же члены заявили, что резолюция может привести к военной интервенции. И хотя это тоже не так, мы снова внесли поправки, затем еще и еще. В итоге в тексте не осталось спорных моментов. Реальность такова, что Россия и Китай повернулись спинами к арабскому миру и решили поддержать тиранию вместо поддержки сирийского народа».
Российские дипломаты парируют: текст резолюции
Хиллари Клинтон, госсекретарь США: «Друг мой, министр Лавров, видите, как оно получилось? Мы не можем работать вместе, как это полагается делать в рамках международного сообщества. Так что Сирии, боюсь, грозит гражданская война».
В самой же Сирии на демарш Москвы и Пекина отреагировали многотысячными демонстрациями, благодарность выражали письменно на самодельных плакатах и устно. Всю ночь по улицам Дамаска колесили колонны гудящих машин, никто не спал.
Гражданин Сирии: «Спасибо России и Китаю. Вы нас поддержали, а арабы нас предали. Мы благодарим вас, Аллаха, Сирию и Башара».
Иная реакция пришла из Европы, где противники Асада вели себя непристойно. В Лондоне здание сирийского диппредставительства забросали камнями и облили краской, в Берлине нескольким хулиганам даже удалось прорваться на территорию миссии, а в Австралии посольство Сирии так и вовсе разгромили. Полиция то ли не успела ничего сделать, то ли вообще решила не вмешиваться.