Отношения между Белоруссией и Литвой заметно обострились из-за транзита белорусских удобрений. В середине января Вильнюс решил присоединиться к антибелорусским санкциям и запретить транзит. Сегодня это решение вступило в силу. Как белорусские власти намерены решать эту проблему и чем ответят Вильнюсу?
«Время пошло» — это вкратце суть заявления белорусского премьера. Республика закрывает транзит литовскому железнодорожному транспорту, но дает последний шанс договориться.
Это могло случиться еще в начале декабря, но оказалось, что заключенные контракты на перевозки мало того что долгосрочные, так и предоплата уже осуществлена за несколько месяцев. Речь шла о десятках миллионов евро. Отказаться себе дороже. Оставить как есть — не выполнить волю союзников
Литовские политики грозились массовыми отставками, дабы сохранить честь, но обещания так и остались обещаниями. В итоге договор в одностороннем порядке
Альгирдас Палецкис, политолог: «В шахматах это называется цуцванг — какой бы ход они ни сделали, они несут убытки каждый день».
Пока что стремительно падает загрузка Клайпедского порта. Через него работали белорусы. Больно ударит ситуация и по литовским железнодорожным перевозкам.
Роман Головченко,
Суммы называются от 600 миллионов до миллиарда евро. «Белкалий» обратился в административный суд Вильнюса. Понятно, что это начало очень долгого судебного пути, завершится который точно за пределами Литвы. Эксперты убеждены, что причина не в политике, а в экономике. США сами наращивают производство удобрений, почему бы не поддавить конкурента руками преданных сателитов.
Сергей Солодовников, доктор экономических наук БНТУ: «Так или иначе
Руководство «Белорусского калия» — люди не самые публичные. Если увидишь, то на встрече с президентом. Она прошла накануне. Тогда же упомянули четкий план действий. Логистику перебросили через российские порты. Это дает гарантию стабильной работы.
Сергей Солодовников, доктор экономических наук БНТУ: «Нельзя исключать, что в конце концов появятся договоренности по
Кстати, до конфликта 2013 года белорусский и российский калийные монстры согласовывали совместные продажи. И именно после разрыва их договора капитализация всех ведущих мировых калийных предприятий упала на 20 млрд долларов. Сейчас производители ждут роста цен на продукцию. Чего ждут литовские власти — большой вопрос.
Альгирдас Палецкис, политолог: «У правительства есть иллюзия, что все это будет компенсироваться тем, что США помогут для литовской экономики найти новые рынки
Игнорировать Белоруссию как логистическую точку на карте не получится. Слишком идеальное расположение. А вот потерять рынок и угробить экономику — легко. К тому же