В России будет создана новая служба Служба пробации. Ее главная цель помочь людям, освободившимся из тюрем и колоний. Речь об этом шла сегодня в Кремле на встрече Владимира Путина с министром юстиции Константином Чуйченко. По его словам, ежегодно в России на свободу выходят примерно 100 тысяч бывших заключенных, почти половина через какое-то время вновь возвращаются за решетку. Без денег, работы и поддержки на воле трудно начать новую жизнь. Новая служба призвана исправить ситуацию.
В конце прошлого года Владимир Путин провел плановую встречу с участниками Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Тогда министерству юстиции было дано несколько поручений, направленных на то, чтобы ведомство проанализировало некоторые аспекты текущего законодательства, которое не всегда соответствует нынешним реалиям.
Владимир Путин, президент России: «Много было вопросов по вашему ведомству, сейчас все перечислять не буду. Я знаю, что вы по многим из них работали, у вас есть соответствующие предложения, мысли свои, которые вы хотели бы тоже изложить, обсудить их».
Глава Минюста доложил об инициативе, способной помочь бывшим заключенным найти свое место в обществе.
Константин Чуйченко, глава Минюста: «Ежегодно из мест лишения свободы освобождается порядка 100 тысяч человек. При этом зачастую эти люди не подготовлены к жизни на свободе, то есть они не могут получить работу, не имеют денежных средств, которые необходимы для того, чтобы начать новую жизнь. И, конечно же, они нуждаются в помощи. В этой связи очень высок рецидив, на сегодняшний день он составляет порядка 44 процентов».
Из тех, кто выходит из мест не столь отдаленных, почти половина вновь туда и возвращается, не найдя, куда приложить свои силы на воле. Начинать работу по социальной адаптации заключенных предлагается заранее, еще в колониях.
Константин Чуйченко: «Мы предлагаем создать соответствующую службу в рамках структуры ФСИН, которая будет на системной основе эти проблемы решать, то есть людей готовить к выходу на свободу, заниматься их социальной адаптацией, ресоциализацией и последующей реабилитацией. Причем делать это необходимо на основании индивидуальной программы, которая будет действовать, как мы видим, около года. И это будет не обязанностью, а правом человека, то есть вся эта система заработает в отношении осужденного только в том случае, если он будет на это согласен».
Закон о «пробации» сейчас проходит консультации в правительстве и, вероятно, скоро будет внесен в парламент. Пока неясно, кто будет заниматься с заключенными. По словам Чуйченко, это будет работа, в которой важнейшее значение будет иметь «гуманитарная составляющая».
Константин Чуйченко: «Эти люди должны обладать компетенциями в области социального обслуживания, их основная задача — поставить людей на нормальное русло, вернуть их к нормальной человеческой жизни, чтобы затем уже они не совершали преступлений. Мы исходим из того, что такая служба должна примерно насчитывать около 50 тысяч человек, эти люди будут обладать соответствующими знаниями, в том числе и в области психологии».
Бывшим заключенным должен предоставляться доступ ко всем социальным услугам, образованию, медицинской и психологической помощи.
Следующее направление — создание еще большего количества так называемых исправительных центров, где могли бы содержаться некоторые категории осужденных.
Константин Чуйченко: «Мы исходим из того, что на сегодняшний день порядка 100 тысяч человек достойны того, чтобы применить к ним эту меру, а именно — заменить лишение свободы на принудительные работы. Люди, которые работают в исправительных центрах, не считаются лишенными свободы, они юридически свободны. Но понятно, что это уголовное наказание, а значит, там есть карающая составляющая, в отношении них есть определенные ограничения».
Это еще не свобода — человек живет в таком центре, но уже и не колония. За работу начисляется зарплата, можно выходить в город, встречаться с родными. Все для того, чтобы оторвать от уголовной среды случайно оступившихся.
Задача минимум — уменьшить число обитателей колоний и тюрем до 300 тысяч к 2030 году. Система «пробации», вероятно, будет запущена к середине