В пандемию, которая заставила многих сидеть по домам, вырос спрос на онлайн-обучение , в том числе и на занятия на музыкальных инструментах. Больше всего интересуются гитарами, но попадаются и оригинальные запросы, например, хотят научиться играть на гуслях и свирелях.
Марис свистит вопреки всем предрассудкам, без свиста в его деле не обойтись. Как только замолкают сверла, играют свирели, сопели, калюки. Так ремесленник проверяет готовность инструментов, не фальшивят ли. Дело своей жизни, рассказывает Марис Янсонс, он нашел случайно в середине
Марис Янсонс:
Тонкости изготовления народных инструментов даже сейчас в Интернете с трудом раздобудешь, а уж 30 с лишним лет назад, вспоминает мастер, в родной Латвии он устраивал этнографические экспедиции, ездил по деревням, общался со старожилами, вживую изучал особенности звука свирелей и гуслей. После переезда в Сибирь энтузиаст основал артель, теперь работает там с сыновьями.
Клас Янсонс: «Наверное, начал
Березовые дудки и кедровые гусли Мариса расходятся по всей России. Наряду с этими уже привычными для мастера инструментами в его артели можно увидеть и антиквариат, например, фисгармонию начала прошлого века, ее попросили починить соседи, и
Колесная лира — любимый инструмент трубадуров средневековой Европы. На первый взгляд, все просто: крути ручку, нажимай на клавиши, но даже в этом случае без практики никуда. В XVII веке надо было обучаться несколько лет, прежде чем артистов выпускали по городам и деревням зарабатывать деньги
Как применять свои таланты после выпуска, ученики школы искусств пока не задумывается, но их умения уже нарасхват. Музыканты успешно выступают на конкурсах, международных фестивалях, а на домашних посиделках они самые желанные гости.
Никита Малахов: «На Новый год мама позвала в гости и сказала взять гусли. Я сидел и играл, пока не отстали».
Единственный в крае класс гусляров Светлана Юрченко собрала 3 года назад. Первоначальное волнение, будет ли интересен детям инструмент былинных сказителей, быстро развеялось.
Светлана Юрченко, преподаватель детской школы искусств: «Да, сомнения были, инструмент редкий, но детям, которые приходили, мы предлагали коснуться инструмента, у детей загорались глаза».
Сейчас в репертуаре не только русские народные произведения, но и редкие песни из сибирских районов, а также классика русского рока. Хотя дети признаются, что слава Садко не дается легко.
Влада Ананьина: «Когда начинаешь, немного трудновато, с пальцев маленькую кожицу сдираешь. Еще пальцы могут зацепляться, тогда кожица слезает».
Несмотря на подобные трудности, интерес к народным инструментам, отмечает Марис, растет. Только дудок в его артели делают больше тысячи в год. Одновременно с этим поступают и нестандартные заказы, например на волынки. Сейчас ремесленник готовится строить новую, просторную мастерскую.