День рождения сегодня отмечает легенда советского автопрома. 90 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошел первый грузовик ГАЗ, известный как «полуторка». Она сыграла особую роль в истории страны, в том числе во время Великой Отечественной войны. Именно «полуторки» снабжали блокадный Ленинград по Дороге жизни.
«Полуторка» — это первый советский автомобиль конвейерной сборки. Прототипом
Алексей Федотов, реставратор: «Для тех годов эта машина была лучше, чем лошадь. Полторы тонны она везла по паспорту, а так их грузили и до трех тонн. Эта машина была незаменима и в легкой промышленности, и в сельском хозяйстве».
С «полуторки» началась конструкторская школа ГАЗ и вся история отечественного автомобилестроения. «Полуторка» стала первым в мире автомобилем, которому покорилась пустыня Каракумы, а еще Антарктида и полюс холода в Якутии.
Для блокадного Ленинграда эта машина стала символом жизни, как и сама дорога через Ладогу. Не существовало другого автомобиля с таким диапазоном возможностей: ехала практически на всем, что горит, и
Наталья Колесникова, директор музея истории Горьковского автозавода: «Сколько там „полуторок“ внизу, на дне Ладожского озера, рассказать невозможно. Вообще около 3 тысяч автомобилей наших принимало участие в Дороге жизни. И я думаю, что больше половины лежит там, на дне».
Эти машины собирали и Москве, и в